05.05.2015 20:00
    Поделиться

    "РГ" собрала интересные факты из жизни Петра Ильича Чайковского

    Как великий русский открывал самый знаменитый концертный зал Америки
    Петр Ильич окончил Императорское училище правоведения.

    По окончании, в 19 лет, получил чин титулярного советника и поступил на службу в Министерство юстиции. В 1861 году молодой юрист поступил в музыкальные классы при Императорском русском музыкальном обществе, преобразованные в следующем году в Петербургскую консерваторию. Чайковский окончил ее в 1865 году. Отец композитора, Илья Петрович, был известным металлургом, возглавлял Воткинский, Алапаевский и другие заводы. Мать, Александра Андреевна Ассиер - внучка французского скульптора Мишеля-Виктора Асье, бывшего крупнейшим скульптором-модельером Мейсенской фарфоровой мануфактуры. До сих пор в Мейсене изготавливают изделия по моделям Асье и серию из шести Амуров, сделанных по его моделям в XIX веке, можно увидеть сегодня в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину. В семье Чайковских, кроме Петра Ильича, было еще четыре сына и две дочери, одна из которых - от первого брака Ильи Петровича.

    * * *

    В библиотеке композитора, согласно посмертной описи имущества, значилось 1239 книг и нотных изданий. В круг чтения Чайковского входила литературная классика, исторические и философские труды, книги по зоологии и ботанике, астрономии и медицине. Библия была настольной книгой Чайковского.

    * * *

    Несколько лет Чайковский был постоянным музыкальным обозревателем в газетах "Современная летопись" и "Русские ведомости". Большинство рецензий подписывал инициалами "Б. Л.". В 1876 году Чайковский ездил в в Байройт на открытие вагнеровского театра. Присутствовал на премьере "Кольца нибелунга". Это крупнейшее в Европе музыкальное событие он освещал в московских газетах. В Байройте произошла его встреча с Рихардом Вагнером, за чьим творчеством он пристально следил.

    * * *

    Вся жизнь Чайковского - жизнь странника. Он подолгу жил за рубежом, писал музыку, дирижировал в разных городах России и мира. В рукописях своих сочинений он почти всегда указывал место, где работает. Среди этих мест - Москва и Каменка, Клин и Сан-Ремо, Флоренция и Военно-грузинская дорога, Средиземное море и Атлантический океан. В июне 1887 года, находясь проездом в Баку, Чайковский специально поехал смотреть месторождения нефти: "Ездил в Балханы (где нефть добывают) и видел этот сущий ад кромешный, в котором, не говоря о нефтяных фонтанах, целые нефтяные реки, нефтяные озера, нефтяной воздух, нефтяные люди. Ей Богу, - это совершенный кошмар, грандиозный и поражающий".

    * * *

    Чайковский очень близко воспринимал все происходящее в России и в мире, и откликался на заказы сочинений, посвященных этим событиям. Так, в 1876 году по заказу Дирекции Императорского русского музыкального общества он написал знаменитый "Славянский марш" специально для концерта в пользу общества Красного Креста. В этом сочинении Чайковский использовал темы трех народных сербских песен.

    Двумя годами позже по просьбе своего издателя Петра Юргенсона Чайковский написал марш "Русский добровольный флот" под псевдонимом "П. Синопов" в честь Синопского сражения под предводительством адмирала Павла Нахимова. При этом он просил: "Гонорария не нужно, ибо я тоже патриот […]". Вскоре сочинение было издано с изображением парусного корабля на титульном листе и надписью: "Весь сбор, не исключая расхода на издание, назначается в пользу фонда на приобретение крейсеров"..

    * * *

    Антон Павлович Чехов посвятил Петру Ильичу свой сборник рассказов "Хмурые люди". Осенью 1889 года, после дружеского визита композитора, Чехов написал Александру Суворину: "Вчера был у меня П. Чайковский, что мне очень польстило: во-первых, большой человек, во-вторых, я ужасно люблю его музыку, особенно "Онегина". Хотим писать либретто". Известно, что они задумывали написать оперу на сюжет лермонтовской "Бэлы". Но этого не случилось. Чехов уехал на Сахалин.

    * * *

    5 мая 1891 года Чайковский выступал на открытии самого крупного концертного зала Америки, названного в ХХ веке Карнеги-холлом. Под управлением Чайковского Нью-Йоркский симфонический оркестр исполнил Торжественный коронационный марш. Выступление произвело на аудиторию столь глубокое впечатление, что композитора трижды вызывали на поклон. Кроме Нью-Йорка, Петр Ильич дирижировал своими сочинениями в Балтиморе и Филадельфии. На обратном пути в Атлантическом океане он сделал первые наброски своей последней Шестой симфонии.

    И еще

    ОБ ИНТЕРЕСАХ. Чайковского интересовало абсолютно все. Он с интересом посещает и Берлинский зоопарк, и первую выставку импрессионистов, взбирается на только-только возведенную Эйфелеву башню и восхищается красотами Ниагарского водопада. В круг его чтения входит не только литературная классика, исторические и философские труды, но и книги по зоологии и ботанике, астрономии и медицине, а также "Двадцать четыре основные пасьянса".

    ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ. Всю жизнь Чайковский собирал гербарии. Большое количество самых разных засушенных растений сохранились между страницами книг его библиотеки. Композитор всю жизнь тщательно следил за модой, а также интересовался техническими новинками. Чайковский стал одним из первых, кто познакомился в России с фонографом Эдисона. Сохранилась единственная запись голоса Чайковского (хранится в Пушкинском доме), а также его отзыв о фонографе, в котором он охарактеризовал это чудо техники как "поразительнейшее, прекраснейшее, интереснейшее изобретение среди всех тех, что делают честь 19-му веку!".

    О ГОСУДАРСТВЕ И ПОЛИТИКЕ. Чайковский по-разному относился к тем или иным политическим фигурам, их действиям, часто критиковал, оставаясь при этом человеком, верным Императору. Он писал Надежде фон Мекк: "…люблю Государя всем сердцем, питаю большую симпатию к наследнику, - и, как Вы, сокрушаюсь об образе правления, от которого и происходят все слабости, все темные стороны нашего политического развития. […] Как бы оживилась Россия, если б Государь закончил свое удивительное царствие дарованием нам политических прав! Пусть не говорят, что мы не дозрели до конституционных форм".

    О ПАДЕНИЯХ. Одним из самых больших разочарований для Чайковского стала премьера его оперы "Чародейка" в октябре 1887 года. Чайковский писал: "Несмотря на овации, сделанные мне на том представлении, опера моя мало нравится публике и, в сущности, успеха не имела. Со стороны же петербургской прессы я встретил такую злобу, такое недоброжелательство, - что до сих пор не могу опомниться и объяснить себе - за что и почему? Ни над какой другой оперой я так не трудился и не старался, и между тем никогда еще я не был предметом такого преследования со стороны прессы".

    О ВЗЛЕТАХ. Чайковский один из немногих, познавших в полной мере при жизни, что такое мировая слава. Моментов полного триумфа было много, но именно о своем концерте в Праге 9/21 февраля 1888 года Чайковский писал, что пережил "минуту абсолютного счастья". В тот вечер он дирижировал Серенадой для струнного оркестра, которая имела бурный успех (ее 2-я часть была повторена "на бис"); Александр Зилоти сыграл фортепианные сочинения композитора, звучала Торжественная увертюра "1812 год". Вершиной стало исполнение 2-го акта балета "Лебединое озеро".

    ПОСЛЕДНИЙ НОВЫЙ ГОД. Находясь в Европе в канун Нового 1893 года, Чайковский "с каким-то болезненным страхом, почти ужасом", поехал в Монбельяр навестить свою первую воспитательницу Фанни Дюрбах, с которой не виделся 44 года. Он писал: "Fanny не сделала при приходе моем никаких сцен, не плакала, не удивлялась моей перемене…. Но в оба дня, перебирая старые воспоминания и читая письма, мы оба постоянно удерживались от слез". Через два месяца после этой встречи Чайковский возвращается в Клин и, оставив оркестровку симфонии Es-dur незавершенной, приступает к сочинению своей последней Шестой симфонии.

    Поделиться