Новости

06.05.2015 14:42
Рубрика: "Родина"

Операция "Рельсовая война". 1943 год

Приказы Сталина и Пономаренко
Текст: Андрей Сорокин (кандидат исторических наук, директор РГАСПИ, ведущий рубрики "Советская история. Документы")
5 сентября 1942 года в приказе наркома обороны И. В. Сталина N 00189 "О задачах партизанского движения"1 было уделено особое внимание необходимости уничтожения железнодорожных составов и путей. Однако до весны 1943 года подрывом железнодорожного полотна занимались отдельные партизанские соединения, общих массовых операций не проводилось.

4 мая 1943 года Сталин издал приказ N 0328 "О борьбе с железнодорожными перевозками противника и дезорганизации автомобильного подвоза во вражеском тылу"2. Нарком обороны призывал ВВС Красной армии уничтожать вражеские поезда с воздуха - штурмовиками и истребителями. Летом 1943-го развернулась операция "Рельсовая война", которая замышлялась как массовый удар партизанских отрядов и советской авиации по железнодорожным линиям.

По плану, утвержденному 17 июня Центральным штабом партизанского движения (ЦШПД)3, в операции были задействованы 5 штабов партизанского движения, за которыми были закреплены участки железнодорожных путей соответствующих фронтов: на Ленинградском фронте - 19 участков, Калининском - 10, Западном - 23, Брянском - 13, Белорусском - 106 участков. Все они были поделены между партизанскими отрядами и соединениями с указанием количества рельс, подлежащих уничтожению. По всем фронтам было запланировано уничтожить 6205 километров железнодорожного полотна или 213 160 рельсов.

14 июля 1943 года начальник ЦШПД П. К. Пономаренко издал приказ N 0042 "О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага"4, в котором была названа ориентировочная дата начала операции - 27-30 июля.

Выбранные для публикации документы хранятся в РГАСПИ в фондах И. В. Сталина (Ф. 558) и Центрального штаба партизанского движения (Ф. 69). Публикуемые документы воспроизводятся с сохранением стилистических особенностей источников, выявленные опечатки исправлены и не оговариваются.

1 См. документ N 1.
2 См. документ N 2.
3 План операции по уничтожению железнодорожных путей противника. РГАСПИ. Ф. 69. Оп. 1. Д. 40. Л. 1-11.
4 См. документ N 3.

1. Приказ N 00189 Народного комиссара обороны И.В. Сталина  "О задачах партизанского движения"
г. Москва          5 сентября 1942 г.
Строго секретно

Второй год народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против германских фашистских полчищ, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны.

Немецкие империалисты, захватив и ограбив всю Европу, поставили своей целью разорить и нашу страну, ввергнуть народы Советского Союза в немецкое рабство. Врагу удалось захватить Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию и часть Северного Кавказа, он продолжает блокировать Ленинград. Не считаясь со своими огромными потерями, враг бросает на фронт все свои силы и продолжает рваться в глубь нашей страны.

В этот момент величайшей опасности перед всеми народами Советского Союза, перед каждым гражданином и гражданкой на фронте и в тылу, на оккупированной территории и в партизанском отряде стоит одна-единственная задача - отстоять свою Родину, защитить свободу, независимость, свою честь и разгромить ненавистных немецких захватчиков.

Красная армия героически отражает натиск врага и сама наносит ему сокрушительные удары. Она изматывает его силы, наносит ему огромный урон.

Трудящиеся Советского Союза на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах день и ночь упорно, самоотверженно работают на производстве вооружения, боеприпасов, снаряжения и продуктов питания для Красной армии. Наша промышленность теперь обеспечивает нужды фронта. Армия получает все больше и больше танков и самолетов, артиллерии, минометов и боеприпасов. Боевая мощь Красной армии значительно выросла и продолжает расти.

Однако разгром германских армий может быть осуществлен только одновременными боевыми действиями Красной армии на фронте и мощными, непрерывными ударами партизанских отрядов по врагу с тыла.

История войн учит тому, что победа над захватчиками часто достигалась не только борьбой одной регулярной армии, но одновременно и народным партизанским движением, способствовавшим окончательному разгрому захватчиков.

Так было в Отечественную войну 1812 г. Наполеон, стремясь покорить нашу страну, под конец был разгромлен русской армией, поддержанной вооруженным народом, развернувшим беспощадную партизанскую борьбу в тылу врага. Наполеоновская армия, в то время самая сильная в мире, легла костьми в России, потому что наряду с регулярной русской армией поднялось на защиту Отечества могучее народное партизанское движение.

Так было и в годы гражданской войны. Красная армия разбила интервентов на всех фронтах и отстояла молодую, находившуюся в смертельной опасности Советскую республику, благодаря вооруженной борьбе всего народа, организовавшего партизанское движение в тылу вражеских армий.

Теперь, когда Красная армия на фронтах, напрягая все свои силы, отстаивает свободу и независимость своего государства, народное партизанское движение на нашей территории, временно захваченной немецким оккупантами, становится одним из решающих условий победы над врагом.

Захватив территорию, немцы не смогли покорить советский народ. Наш народ ненавидит оккупантов, он борется за оружие и организует партизанскую борьбу в тылу немецкой армии. Партизаны наносят серьезный урон живой силе, технике и дезорганизуют тыл противника. Однако партизанское движение еще не развернулось полностью, еще не стало делом всех и каждого, кто очутился в лапах немецких хищников, тогда как налицо все условия для повсеместного быстрого развития всенародной партизанской борьбы против немецких оккупантов.

Необходимо прежде всего добиться, чтобы партизанское движение развернулось еще шире и глубже, нужно, чтобы партизанская борьба охватила широчайшие массы советского народа на оккупированной территории. Партизанское движение должно стать всенародным.

Это значит, что существующие сейчас партизанские отряды не должны замыкаться, а втягивать в партизанскую борьбу все более широкие слои населения. Нужно наряду с организацией новых партизанских отрядов создавать среди населения проверенные партизанские резервы, из которых и черпать пополнения или формировать дополнительно новые отряды. Нужно повести дело так, чтобы не было ни одного города, села, населенного пункта на временно оккупированной территории, где бы не существовало в скрытом виде боевого резерва партизанского движения. Эти скрытые боевые партизанские резервы должны быть численно не ограничены и включать в себя всех честных граждан и гражданок, желающих освободиться от немецкого гнета.

Основные задачи партизанских действий: разрушение тыла противника, уничтожение его штабов и других военных учреждений, разрушение железных дорог и мостов, поджог и взрыв складов и казарм, уничтожение живой силы противника, захват в плен или уничтожение представителей немецких властей.

В настоящий момент разрушение путей подвоза врага имеет важнейшее значение. Враг сейчас вынужден перебрасывать резервы, боевую технику, горючее и боеприпасы на фронт из далекого тыла, а также перебрасывать из нашей страны в Германию награбленный хлеб, мясо и всякое другое имущество. Железные шоссейные дороги, по которым враг питает свои войска, растянулись на тысячи километров. Во многих местах они пересекаются лесами. Это создает благоприятные условия для действий партизанских отрядов по разрушению путей подвоза. Закрыть пути подвоза - значит лишить врага возможности пополнять фронт живой силой, техникой, горючим, боеприпасами, а также вывозить в Германию награбленное в нашей стране народное добро и тем самым облегчить Советскому Союзу разгрома врага.

Решение этих основных задач требует от всех партизанских отрядов широкого развертывания боевых партизанских операций, а также диверсионной, террористической и разведывательной работы в тылу врага.

Приказываю:

1. В целях нарушения движения по железным дорогам и срыва регулярных перевозок в тылу врага устраивать всеми способами железнодорожные катастрофы, подрывать железнодорожные мосты, взрывать или сжигать станционные сооружения, взрывать, сжигать и расстреливать паровозы, вагоны, цистерны на станциях и разъездах. При железнодорожных крушениях уничтожать живую силу, технику, горючее, боеприпасы и прочие грузы, а также уцелевшие паровозы и вагоны. На шоссейных и грунтовых дорогах подрывать и сжигать мосты, виадуки, разрушать гати и другие искусственные сооружения. Уничтожать транспорты, подвозящие боеприпасы и горючее. Лошадей угонять. При невозможности использования вооружения, транспортов и грузов, приводить их в негодность всеми возможными способами.

2. При всякой возможности истреблять воинские гарнизоны, штабы и учреждения, отряды войск, отдельно следующих офицеров и солдат, охрану транспортов и складов.

3. Уничтожать склады и базы сооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и другого имущества, гаражи и ремонтные мастерские.

4. Разрушать линии связи на железных, шоссейных и грунтовых дорогах, уничтожать аппаратуру связи, вырезать и увозить провода, спиливать и сжигать телефонные столбы, уничтожать радиостанции и обслуживающий их персонал.

5. Нападать на аэродромы противника и уничтожать самолеты, ангары, склады бомб и горючего, а также истреблять летно-технический состав и охрану аэродромов.

6. Уничтожать всякие хозяйственные команды, вражеских фуражиров, команды и агентов по изъятию хлеба, нападать на обозы с награбленным хлебом, на склады и элеваторы; по возможности хлеб раздавать населению, а если этого сделать нельзя, уничтожать полностью.

7. Действиями партизан еще не охвачены города. Партизанским отрядам, отдельным организациям и диверсантам обязательно проникнуть во все города, большие и малые, и широко развернуть там разведывательную и диверсионную работу. Разрушать и сжигать узлы связи, электростанции, котловые установки, водоснабжения, склады, емкости с горючими и другие объекты, имеющие военно-экономическое значение.

8. Беспощадно истреблять или захватывать в плен фашистских политических деятелей, генералов, крупных чиновников и изменников нашей Родины, находящихся на службе у врага. В этих целях постоянно наблюдать за генералами и крупными чиновниками. Выяснять, что они делают, где живут, где и в какие часы работают, куда и по какому пути ездят, ходят, с кем ведут знакомство из местных жителей, какого поведения, кто и как их охраняет.

9. Партизанским отрядам и отдельным бойцам-партизанам вести непрерывную разведывательную работу в интересах Красной армии:

а) особо отбирать людей, способных вести скрытую разведывательную работу, и внедрять их на службу в местные управления и учреждения, созданные немцами, на заводы, депо, станции, пристани, телеграф, телефон, аэродромы, базы и склады, в охрану немецких должностных лиц, в гестапо и его школы, а также во все другие учреждения и органы, обслуживающие армию или местную администрацию немецких властей;

б) непрерывно следить за местом расположения и за передвижением войск и грузов по железным и грунтовым дорогам; выяснить численность, род войск и нумерацию частей, количество и характер боевой техники, направление движения и время следования; устанавливать порядок и силу охраны воинских эшелонов и транспортов;

в) устанавливать точное место расположения войск и штабов, их наименование и нумерацию, учреждений и органов оккупационных властей;

г) разведывать аэродромы противника, устанавливать место их расположения, количество и типы самолетов, постоянно или временно базирующихся на данный аэродром, аэродромное оборудование, вспомогательные и специальные автомашины, запасы горючего и масел, а также охрану аэродромов на земле и с воздуха;

д) организовать разведку городов и крупных населенных пунктов в целях установления количества войск в гарнизонах (численность по родам войск, наименование, нумерация, командование); противовоздушной обороны, воинских складов и мастерских, военной промышленности, высшей военной и гражданской администрации;

е) выяснить, где и какие оборонительные рубежи уже построены, их оборудование в инженерном отношении, вооружение, устройство связи, имеются ли там гарнизоны;

ж) следить и точно фиксировать результаты бомбардировок нашей авиацией;

з) при всех возможностях захватывать приказы, донесения, оперативные карты и прочие документы противника.

Данные агентурной и боевой партизанской разведки незамедлительно сообщать Центральному штабу партизанского движения.

10. Руководящим органам партизанского движения, командирам и комиссарам партизанских отрядов, наряду с боевой работой, развернуть и вести среди населения постоянную политическую работу, разъяснять правду о Советском Союзе, о беспощадной борьбе Красной армии и всего советского народа против фашистских захватчиков, о неизбежной гибели кровожадных оккупантов. Разоблачать на фактах лживую немецкую пропаганду, воспитывать ненависть и озлобление к немецким захватчикам. В этих целях организовать издание газет, листовок и других печатных материалов на оккупированной территории.

Верховное Главнокомандование Красной армии требует от всех руководящих органов, командиров, политработников и бойцов партизанского движения развернуть борьбу против врага в его тылу еще шире и глубже, бить фашистских захватчиков непрерывно и беспощадно, не давая им передышки. Это лучшая и ценнейшая помощь Красной армии.

Совместными действиями Красной армии и партизанского движения враг будет уничтожен.

Народный комиссар обороны          И. Сталин

РГАСПИ. Ф. 69. Оп. 1. Д. 3. Л. 12-17. Подлинник. Машинописный текст. Подпись И. В. Сталина - факсимиле; Ф. 558. Оп. 11. Д. 460. Л. 48-54. Подлинник. Машинописный текст. Правка и подпись И.В. Сталина - автограф.

2. Приказ N 0328 Народного комиссара обороны И. В. Сталина "О борьбе с железнодорожными перевозками противника и дезорганизации автомобильного подвоза во вражеском тылу"
г. Москва          4 мая 1943 г.

Железнодорожные перевозки у противника являются основным видом его коммуникации, по которым он подвозит материально-технические средства и людские пополнения из своего глубокого тыла.

Автотранспорт - основное средство подвоза и маневра в армейском и войсковом тылу.

Поэтому борьба с железнодорожными перевозками противника и дезорганизация автомобильного подвоза во вражеском тылу должны стать основными и постоянными задачами нашей авиации.

Боевая практика показывает, что с этими задачами наша авиация может успешно справляться. Например, 26 января 1943 г. два наших самолета Ил-2, пилотируемые гвардии лейтенантом т. Смирновым и гвардии младшим лейтенантом т. Слеповым атаковали железнодорожные составы на ст. Малороссийская. В результате этой атаки было взорвано 4 эшелона с боеприпасами, путевое хозяйство ст. Малороссийская настолько сильно было разрушено, что движение поездов через эту станцию не производилось на протяжении четырех суток.

Бомбардировкой с воздуха в период с 8 по 11 января был поврежден железнодорожный мост через р. Куму у Канглы. Это обстоятельство привело к тому, что противник на ст. Минеральные Воды оставил большое количество подвижного состава и нам там достались богатые трофеи.

Приведенные примеры показывают, каких огромных результатов можно достигнуть, если организовать систематическое и непрерывное воздействие по вражеским железным дорогам.

С таким же успехом поражаются и средства автомобильного транспорта. Ударами по автоколоннам можно причинить серьезный материальный ущерб врагу, а "охотой" за легковыми автомашинами можно внести дезорганизацию в управление войсками противника и вывести из строя немало командного состава.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Удары по железнодорожным составам, нападения на автоколонны противника и "охоту" за легковыми автомашинами в тылу у врага считать важнейшими задачами наших Военно-воздушных сил в области дезорганизации подвоза у противника.

2. Борьбу с железнодорожными перевозками, особенно уничтожение паровозов и цистерн, нападение с воздуха на автоколонны и "охоту" за легковыми автомашинами во вражеском тылу поручить специально подготовленным и натренированным авиачастям. Для этой цели на Западном, Брянском, Центральном, Воронежском, Юго-Западном и Южном фронтах, в составе воздушных армий иметь по одному штурмовому, одному истребительному полку, а в воздушных армиях всех остальных фронтов иметь по одному штурмовому или истребительному полку.

3. Удары по поездам в пути наносить истребителями и штурмовиками на расстоянии до 100 или 150 км за линией фронта.

Нанося удары по поездам, штурмовики, а также истребители огнем из пушек должны выводить из строя в первую очередь паровозы, а затем уже бомбами, реактивными снарядами, снарядами из пушек и зажигательными пулями из пулеметов уничтожать и сжигать вагоны.

4. Нападения на автоколонны производить штурмовиками и истребителями с целью зажечь и уничтожить цистерны и грузовики, а для "охоты" за легковыми автомашинами использовать истребителей и отдельные экипажи штурмовиков, высылая их в свободный поиск на территорию противника.

5. Командующему ВВС представить в НКО проект решения о наградах и премиях для поощрения отличившихся летчиков по разрушению железнодорожных составов и автоколонн, а также по уничтожению штабных и связных легковых автомобилей.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на командующего ВВС Красной Армии Маршала авиации т. Новикова А. А.

Народный комиссар обороны,
Маршал Советского Союза          И. Сталин

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 471. Л. 12-12 об. Подлинник. Типографский экземпляр.

3. Приказ N 0042 начальника Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования П. К. Пономаренко "О партизанской рельсовой войне"
г. Москва          14 июля 1943 г.

Советские партизаны своими действиями по разрушению коммуникаций противника оказывают большую помощь Красной армии в деле разгрома немецких захватчиков.

Уничтожение вражеских эшелонов, паровозов, вагонов, взрывов мостов, водокачек, железнодорожной связи и оборудования является важнейшей задачей партизанских групп и отрядов.

Огромный размах партизанского движения позволяет в настоящее время наносить массированные повсеместные удары по железным дорогам с целью их полной дезорганизации и срыва операций врага на фронтах.

Такой удар советскими партизанами должен быть нанесен врагу рельсовой войной, т.е. массовым повсеместным уничтожением рельс. Враг уже сейчас испытывает недостаток рельс.

Запасные рельсы и многие рельсы станционных путей и второстепенных линий израсходованы на восстановление взрываемых партизанами путей.

Во многих случаях со вторых путей и второстепенных линий рельсы сняты и направлены в переплавку. В этих условиях массовый вывод советскими партизанами рельс, путем перебивания их пополам, приведет врага к невосполнимым потерям и поставит в положение, граничащее с катастрофой.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Партизанским соединениям и отрядам, дислоцирующимся в районе железных дорог, одновременно с другими диверсиями, проводить систематическое и повсеместное разрушение рельс на железных дорогах врага путем перебивания рельс пополам.

2. Перебивание рельс производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных, деповских путях, уничтожать запасные рельсы, исключая для противника возможность перешивания и маневрирования рельсами.

3. В целях внезапности удара первую операцию провести одновременно по сигналу Центрального штаба, а после этого действовать непрерывно, всеми средствами уничтожать рельсы.

4. Командирам партизанских отрядов следить и сообщать в штабы партизанских движений о скоплении эшелонов врага для бомбежки их советской авиацией.

5. Вести учет количества перебитых рельс каждым партизаном, отрядом и бригадой.

Центральный штаб партизанского движения входит в правительство с предложением об установлении наград, включая и высшие награды, партизанам и командно-политическому составу за количество перебитых рельс.

6. Центральный штаб партизанского движения предупреждает партизан и партизанок, командный и политический состав отрядов и бригад, что операция эта имеет исключительное значение, может сорвать все замыслы врага, поставить его в катастрофическое положение и призывает действовать беспрерывно и беспощадно уничтожать рельсы врага, и пока враг восстанавливает один участок, взрывать другой.

Эти действия и их результат составят историческую заслугу партизанского движения перед Родиной.

7. Начальникам областных и республиканских штабов партизанского движения, в соответствии с разработанным при участии начальников оперативных отделов штабов и утвержденным мною планом проведения первой операции по рельсовой войне, немедленно приступить к заброске грузов и подготовке к проведению операции. Готовность к проведению удара сообщит ЦШПД. Ориентировка на проведение операции 27-30 июля с.г.

Начальник Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования,
генерал-лейтенант          П. Пономаренко

РГАСПИ. Ф. 69. Оп. 1. Д. 10. Л. 80-80 об. Подлинник. Машинописный текст. Подпись П. К. Пономаренко - автограф.