"У войны не женское лицо": фильмы о женщинах на фронте и в тылу

Наши герои выстояли. Дошли до Берлина, в гораздо меньшем числе вернувшись назад. В то время полно выросло и углубилось в смысле слово "подвиг", ведь люди были готовы на противоестественную жертву - жизнь - во имя существования своих детей и их (уже нашего) мирного неба над головой. В годы Великой Отечественной войны сражались не только мужчины - сражался народ: старики, дети и женщины. "РГ" вспоминает, какие фильмы стали славными памятниками женской отваги и доблести.

Истина, выраженная в книге Светланы Алексиевич, - у войны не женское лицо. Но каково лицо Отчизны? Ведь Родина - Мать. Как много представительниц пола, который мы привыкли называть "слабым", храбро уходили на фронт медсестрами, шоферами, кавалеристками, зенитчицами, шли в леса партизанками. Эти фильмы посвящены женщинам, что нежными руками на полях перебрасывали мины - или трудились в тылу и брали на себя всю работу. Матерям, ждавшим сыновей, не веря "похоронкам". И тем юным девушкам, что после событий 41-го - 45-го годов всю жизнь оплакивали ушедших в незабвенность женихов.

"Летят журавли" - Михаил Калатозов, 1957

О любви в военное время - безоговорочный шедевр родного кинематографа "Летят журавли". Главная героиня - Вероника, ждет своего жениха. Наивные глаза с озорным блеском в начале картины и позже - блестящие от горьких слез. Она предана чувствами своему возлюбленному, ведь, будучи санитаркой в госпитале, видела, как ломается и без того искалеченная войной психика солдата Красной Армии, когда тот узнает о предательстве любимой. Фильм стал победителем многих международных фестивалей, вошел в сокровищницу морового кинематографа. Киноязык режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, а также игра Татьяны Самойловой навсегда увековечили образ чистой, но крепкой любви, о которой современная индустрия, к несчастью, забыла. Кино произвело настоящий фурор за границей, "Журавли" взяли "Золотую пальмовую ветвь". Досталась награда и Самойловой, ставшей, по мнению жюри XI Каннского фестиваля, "Самой скромной и очаровательной актрисой" (название номинации).

"Баллада о солдате" - Григорий Чухрай, 1959

Путевой очерк "Баллада о солдате" Григория Чухрая - история простого фронтовика Алеши Скворцова (Владимир Ивашов), который идет в отпуск, дабы повидаться с матерью. С юной и чистой душой - настолько, что даже любви не знает - во время пешего путешествия он встречает девушку Шуру (Жанна Прохоненко) и впервые испытывает чувство. Но центральным женским образом картины все же становится мать (в ее роли - Антонина Максимова). Она появляется в конце картины, но при этом незримо присутствует на протяжении всего действия - ведь сын шел к ней. В образе этом - и горечь, и тоска, но вместе с тем и глобальная любовь. Деревня, где труженицы тыла, оставшиеся без мужчин женщины и старики держат хозяйство. "Бреешься? Куришь?" - при встрече разговор в сутолоке. Алеша Скворцов уходил на фронт ребенком, спустя время пришел к матери мужчиной. Его обступают женщины с вопросами о своих сыновьях, не встречал ли он кого на фронте, да как они там? Ответить ему нечего. Алеша заново прощается с матерью, обещая: "Я вернусь, мама!". В концовке глубоким голосом Юрия Яковлева (актер выступил рассказчиком фильма) - итог о том, кто навечно остался в нашей памяти солдатом; и стоящая на дороге мать, глядящая в пустой, яловый горизонт.

"Радуга" - Марк Донской, 1944

Тема материнства и самоотверженности есть и в неоправданно забытом фильме "Радуга". Картину по одноименной повести Ванды Васильевой сняли в 1943-м, режиссером выступил Марк Донской. Он рассказал историю жительницы украинского села Нова Лебедивка Олены Костюк (Наталия Ужвий). Партизанка Олена возвращается на родную землю, чтобы родить, но отчий край оказывается оккупированым немцами. Снятая практически под градом пуль лента близка к библейской притче, ведь перед матерью стоит вопрос самой страшной жертвы. Игра Наталии Ужвий пробирает до холодного пота, но еще острее пронзает сердце детская актерская работа. Это - одна из первых лент, где война показана настолько откровенно: страдание, разруха, смерть. Настолько откровенно, что реализм отчасти пугает. "Радуга" вышла близкой к документальному кино, но прошитому прочной нитью метафоры.

"Она защищает Родину" - Фридрих Эрмлер, 1943

В том же 43-м на экраны вышла картина "Она защищает Родину" режиссера Фридриха Эрмлера и сценариста Алексея Каплера. В центре повествования - история Прасковьи Лукьяновой (Вера Марецкая), обычной крестьянской девушки, которая в полной мере ощутила на себе всю жестокость фашистов. Убит ее муж, затем - малолетний сын. Прасковья становится предводителем партизанского отряда. Оператор фильма - Владимир Рапопорт. Привычной нам по современной продукции "киношности" в фильме также не встретишь. Киноделы того периода снимали на полном метре, но с сильным оттенком документалистики. Иначе быть, пожалуй, и не могло.

"А зори здесь тихие" - Станислав Ростоцкий, 1972

Само собой, мы не можем не вспомнить и культовую ленту "А зори здесь тихие" режиссера Станислава Ростоцкого по одноименной повести Бориса Васильева. Драма о пяти зенитчицах Рите Осяниной (Ирина Шевчук), Жене Комельковой (Ольга Остроумова), Лизе Бричкиной (Елена Драпеко) и Соне Гурвич (Ирина Долганова), сражающимся за мир под строгим, но по-отечески любящим взглядом старшины Васкова (Андрей Мартынов). История о девушках, тела которых "жалко прятать в мундир" (сцена в бане). О молодых, красивых и здоровых женщинах, чья мужественность проявлялась в бою - но вечерами они читали стихи Блока и Пушкина и плакали навзрыд о том, что не побывали замужем и не узнали счастья материнства. Повесть Васильева стала любима самой широкой аудиторией и была экранизирована несколько раз, в том числе, в многосерийном формате в 2005-м. В этом году вышел ремейк фильма 72-го года. Также существуют спектакли и даже опера, постановка Мариинского театра. Но именно фильм Ростоцкого занимает одно из самых почетных мест в золотом фонде отечественного кинематографа.