14.05.2015 12:25
    Поделиться

    Катамараны-трансформеры спасут российских моряков

    В дельте Волги, под Астраханью, начались заключительные государственные испытания трех новых многофункциональных модульных катеров проекта 23370.

    Несколько месяцев назад, а точнее пятого марта, на головном катере данного проекта СМК-2100 был поднят Андреевский флаг. Завершить все этапы государственных испытаний на Волге планируется в июне текущего года, а передача катеров в состав ВМФ запланирована на июль 2015 года. После этого на Каспии появится специальный спасательный отряд маломерных судов. 

    Крошечные кораблики, водоизмещение которых составляет всего около ста тонн, моряки Каспийской флотилии в шутку окрестили катамаранами - трансформерами. Впрочем, несмотря на грозное название, модульные катера предназначены для сугубо мирной цели: они будут нести на Каспии аварийно-спасательную службу. Два катера оснащены пожарным оборудованием, а один водолазным.

    - Данные катера представляют собой суда катамаранного типа, позволяют размещать на площади палубы большое количество техники и оборудования, - рассказал корреспонденту "РГ" официальный представитель Каспийской флотилии, капитан третьего ранга Алексей Рулев.

    Проще говоря, на свободной палубе площадью около ста метров размещается пожарное, водолазное, поисково-спасательное или другое оборудование. Оно находится в специальных функциональных модулях контейнерного исполнения, которые являются сменными. В зависимости от установленного в них оборудования катер может использоваться по различному назначению.

    Среди дополнительных функций катамарана - возможность осуществлять поисковые и исследовательские работы под водой с помощью малогабаритного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата и буксируемого гидролокатора. Кроме того, впервые на катерах этого типа предусмотрена система джойстикового управления техникой.

    Кстати, слово "модульный" справедливо применять не только к оборудованию, оно также означает, что катер собран из отдельных готовых блоков. Их можно перевозить по железной дороге и автотранспортом в любую точку страны. Окончательная же стыковка блоков происходит непосредственно перед спуском на воду. Установка и замена функциональных модулей происходят в процессе эксплуатации катера в зависимости от характера планируемой операции.

    Таким образом, в отечественном флоте появились настоящие катера-трансформеры. Они призваны заменить на отечественном флоте малотоннажные суда поисково-спасательного обеспечения, построенные еще в 70 - 80-е годы прошлого столетия. Это противопожарные катера проектов 14611 и 364, морские водолазные боты проектов 522 и 535, а также рейдовые водолазные катера проекта РВ-1415 типа "Фламинго". По данным еженедельника "Военно-промышленный курьер", более 60 процентов водолазных и 100 процентов противопожарных катеров выслужили установленные сроки службы, их средний возраст превышает 35 лет, а спроектированы они за малым исключением более полувека назад. Они не только устарели физически, но и морально не соответствуют современным требованиям по размещению технических средств, имеют ограничения по объему выполнения возложенных на них задач.

    Например, до настоящего времени задачи ПСО ВМФ в части водолазного обеспечения решались в основном с использованием катеров "Фламинго". Разработанный на рубеже 60-70-х годов ХХ века проект был инновационным для своего времени благодаря транспортабельности и технической оснащенности. При этом РВ-1415 "Фламинго" имеет существенные недостатки: это ограниченная управляемость при работе, недостаточный обзор из рубки, малая свободная площадь палубы, отсутствие специальных устройств для подводно-технических работ. Неэффективно и оборудование для постановки на якорь, что сильно ограничивает возможность проведения работ в море. Практически катер может эффективно применяться только для спуска одного-двух водолазов, но никак не для комплексного поисково-спасательного обеспечения даже в пределах пунктов базирования.

    Новый катамаран-трансформер лишен этих недостатков. Катер имеет высокую маневренность, что важно при работах в узких протоках дельты Волги, озерах, каналах или в порту. За счет применения гидравлических винторулевых колонок с углом поворота 60 градусов на каждый борт, катер может маневрировать на самой малой скорости и осуществлять разворот практически на месте.

    Необычная стеклянная рубка обеспечивает полный круговой обзор, а установленные видеокамеры избавляют экипаж катера от мертвых зон. Еще один необычный момент - конструкция катера, которая обеспечивает возможность сошвартовки с аналогичными судами бортами и носом. Это позволяет при необходимости формировать более крупные плавучие платформы.

    Справка "РГ"

    Длина катера проекта 23370 составляет 21 метр, ширина - 9 метров, максимальная осадка - 1,3 метра, водоизмещение - 100 тонн. Скорость - до девяти узлов, мореходность - четыре балла. Автономность плавания катера составляет трое суток. Экипаж - три человека и специальный персонал - до пяти человек. В базовой комплектации на катере размещен гидравлический кран-манипулятор грузоподъемностью до пяти тонн и грузовая стрела с механической лебедкой грузоподъемностью до 250 килограммов, что позволяет проводить все работы без использования береговой погрузочной техники.

    Поделиться