"Тщетная предосторожность" - один из самых старых балетных спектаклей. Впервые он был поставлен Жаном Добервалем в 1789 году и назывался "La Fille mal gardée" (дословно - "Дочь под плохим присмотром"). Любопытно, что это единственный классический балет, в котором герои были современниками зрителей. Причем не богами и героями, а простаками и хитрецами.
Аллюзии с прошлым у екатеринбургского зрителя возникнут не раз и не два, когда он, к примеру, узнает в Марцелине, матери главной героини, актера Максима Клековкина. Или когда в дивертисменте артисты балета неожиданно запоют. Именно так было принято в эпоху синтетического, то есть многожанрового театра времен Шекспира и Доберваля.
Открывается спектакль довольно неожиданно: буднями театрального закулисья. Зрителю дают возможность побывать в "Школе танцев". Сухой академический урок в балетном классе незаметно перетекает в подготовку к представлению. Дальше действие развивается стремительно, в его основе - фрагменты классической хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова 1880-х годов, найденные в архивах Гарвардского университета. Дирижеру-постановщику Андрею Аниханову и хореографу-постановщику Сергею Вихареву удалось изящно совместить любовную историю Лизы и Колена в исполнении Елены Кабановой и Кирилла Попова с философской проблемой отцов и детей.
- Произведение Петера Людвига Гертеля не считается суперсложным для исполнения оркестром, - говорит заслуженный артист России Андрей Аниханов, - но сделать искрометный спектакль - задача всегда непростая. Эту музыку нужно исполнять так, чтобы под нее легко и приятно танцевалось, и чтобы она, словно старинная пастораль, услаждала слух.
Сценография для нового спектакля создана главным художником Большого театра Альоной Пикаловой. В ее основе - полотна Винсента Ван Гога, написанные на юге Франции, в Провансе: грубо отесанные столы, на которых стоят бутылки с молодым вином и спелые фрукты, телега с сеном, плетеные стулья. А финал разворачивается на фоне "Ирисов".
К премьере сшили более сотни костюмов, которые расписали вручную в узнаваемой манере знаменитого постимпрессиониста. В главных партиях у швей - лен и мягкий хлопок, ткани, которые редко "принимают" в балет. Зато герои в этих нарядах выглядят так, словно только что сошли с полотен: многослойные юбки из тюля, приталенные жакеты, соломенные шляпки с цветами, шелковые шейные платки. Образ завершают черные и красные пуанты балерин.
- Первоначально мы хотели взять за основу только стиль Ван Гога. Но когда стали разрабатывать тему, выяснилось, что сюжет балета каким-то мистическим образом перекликается с сюжетами картин, которые он писал с 1888 по 1890 годы. Например, у нас есть комнатка Лизы, а у Ван Гога - "Спальня художника в Арле", у нас двор Марцелины, а у Ван Гога - "Ночное кафе", которым владела знаменитая мадам Жину, - говорит Альона Пикалова. - Чрезвычайно сложно рельефную, пастозную живопись Ван Гога перенести на плоскость. Нам это удалось. Скажу честно, я не ожидала, что найду здесь, в Екатеринбурге, такое тонкое понимание очень сложной задачи, и благодарна за работу всей команде.
Справка "РГ"
Автор идеи - известный историк и критик балета Павел Гершензон. Сергей Вихарев, балетмейстер-репетитор Мариинского театра, заслуженный артист России, считается мастером по реконструкции старинных балетов. Им воссозданы, к примеру, "Спящая красавица" и "Баядерка" в Большом и Мариинском театрах, "Раймонда" в театре Ла Скала, а сейчас ведется работа над "Коппелией" в Японии.