Автомобили, оружие, песок и феминизм: рецепт нового "Безумного Макса"
Автомобили
Джордж Миллер одним из первых додумался поставить боевик на колеса. Отказываться от своего ноу-хау он, разумеется, не собирался и спустя тридцать лет после релиза третьей серии франшизы. Более того, австралийский мэтр, похоже, осознал, что безумная погоня из "Макса-2" - лучшая двадцатиминутка его карьеры. А потому превратил новый фильм в погоню целиком и полностью. Для автофетишиста новая глава Mad Max - наверняка, не менее лакомый кусок, чем бесчисленные "Форсажи" и "Перевозчики". Тут есть и покрытые шипами "Плимуты", и массивный грузовик Mack, и пятиоконный "Форд" образца 1932-го года, обвешанный гарпунами, и бронированный сдвоенный "Кадиллак" ключевого антагониста - Несмертного Джо. "Гвоздь программы", безусловно, - громадная бронированная фура производства чешской компании Tatra, шестиколесный тягач в компании массивной цистерны. А вот фирменный Ford Falcon Макса (известный как "Перехватчик") в кадре почти не появляется. Но негодовать по этому поводу совсем не хочется.
Оружие
Хронометраж "Дороги Ярости" - около двух часов. И все это время - практически без пауз - в кадре что-нибудь взрывается или горит. Племя Несмертного Джо с равным успехом пользуется как холодным оружием (разнообразными пиками и гарпунами), так и огнестрельным. Главзлодей сжимает в длани серебристый "Кольт Питон" - некогда любимую "пушку" североамериканских стражей порядка. Зловещий Хозяин свинцовой фермы предпочитает пару пистолетов-пулеметов MP5 от "Хеклера и Коха". Сброд помельче пускает в ход "стволы" попроще - в основном, дробовики. Хотя и у них на черный день припасен гранатомет M79. Императрица Фуриоса, очевидно, без ума от винтовок советского производства: она метко стреляет из самозарядного карабина Симонова. Сам Макс Рокатански палит, в основном, из австрийского пистолета Glock 17. Хотя без обязательного для франшизы обреза - пусть на этот раз и неисправного - тоже не обошлось.
Песок
Песка и пустошей во вселенной "Безумного Макса" всегда было достаточно, но новая часть бьет все рекорды. И удивляться тут нечему. Большую часть сцен сняли в Намибии - а ее население могло бы озолотиться на торговле песком (если бы он, конечно, кому-то понадобился). Конечно, отдельные эпизоды - например, грандиозная песчаная буря - дополнены модными спецэффектами, но в абсолютном большинстве случаев Джордж Миллер и компания обошлись без нудной "компьютерной" дорисовки. Пейзажи Намибии вполне антиутопичны, на ее территории почти нет рек, а те, что есть, заполняются водой лишь изредка - в сезон осадков. Зато в избытке разнообразных каньонов, ущелий, рытвин и бескрайних солончаков с одним деревом на десятки километров кругом. Кстати, власти африканского государства были не слишком рады приезду зарубежных гостей. Обвиняли в ущербе уникальной флоре и фауне. Кое-что запечатлели на камеру и в родной для режиссера Австралии: натурных иллюстраций для мрачной постапокалиптики хватает и там.
Вода
Один из главных (наряду с топливом) ресурсов планеты, пережившей страшную катастрофу, - обычная вода. Та самая, которую вы можете в любой момент налить в стакан из квартирного крана. Персонажи "Дороги ярости" лишены такой роскоши, а потому получают воду лишь небольшими порциями - по прихоти все того же Несмертного. За нее тут готовы умирать и убивать. А одна из сцен, видимо, отсылает зрителя к легендам о крестовых походах, когда изнывающие от жажды пленные рыцари были вынуждены смотреть на то, как сарацины неэкономно льют в песок воду для омовения. Власть имущие негодяи "Макса", впрочем, могут позволить себе не только обычную H2O, но и местный деликатес - материнское молоко. Его получают на специальной ферме. Между прочим, эксперты ООН уверены: уже через 15 лет человечество всерьез столкнется с нехваткой живительной влаги. Потребность в ней превысит имеющиеся запасы на сорок процентов. Да и сейчас в одной только Африке почти у полумилларда человек нет доступа к безопасной питьевой воде.
Музыка
"Дорога ярости" - это, конечно, не только замечательное, но еще и очень пафосное кино. И ругать ленту за это - абсолютно бессмысленное занятие. Нового "Макса" с его явной тягой к гигантомании, эпическому кровожадному веселью и зрелищным аттракционам на грани допустимого пафос только красит. Соответствует и саундтрек: написал его завербованный Миллером голландец Junkie XL (Том Холкенборг). В прошлом - сверхпопулярный брейкбитовый диджей, а ныне кинокомпозитор сочинил превосходное звуковое сопровождение к нелегкой прогулке господина Рокатански и его друзей. Позавидовать размаху и громогласности иных "инструменталок" мог бы и прославленный Ганс Циммер - известный любитель грузных музыкальных полотен. Творение Холкенборга - в диапазоне от тревожного эмбиента до электронной "долбежки" - продается в iTunes отдельным альбомом и пользуется неплохим спросом. Остается лишь посетовать на чуть незаконченный образ слепого гитариста: неистового хард-рока в его исполнении могло быть и побольше. Зато монструозная гитара, извергающая языки пламени, как оказалось, - настоящая.
Феминизм
Над этим можно смеяться, но феминизм в новой картине Джорджа Миллера действительно играет не последнюю роль. Американским блогерам удалось выяснить, что перед съемками автор "Безумного Макса" консультировался с Ив Энцлер - борцом за права женщин, автором нашумевшей книги "Монологи вагины". А потому, посмотрев Fury Road, говорить о "слабом поле" не приходится. Сам Макс Рокатански, скорее, на вторых ролях - то ли пажа, то ли оруженосца. Балом правит императрица Фуриоса в гениальном исполнении Шарлиз Терон и ее отважные компаньонки - беглые рабыни Несмертного Джо. Ближе к концовке на сцене появляются натуральные амазонки пустыни - представительницы матриархального общества, вооруженные до зубов и озадаченные спасением мира. Отдельно взятые мужчины посчитали это веским поводом для бойкота картины. Но мы не рискнем их поддержать: "Дорога ярости" слишком хороша для споров о "мужской" или "женской" морали.