19.05.2015 00:56
    Поделиться

    В Москве открылся Чеховский театральный фестиваль

    Французский театр "Буфф дю Нор" открыл Чеховский фестиваль
    Международный театральный фестиваль им. Чехова открылся в Москве спектаклем парижского театра "Буфф дю Нор" "Мещанин во дворянстве" по пьесе Мольера. Напомним, что французский театр не только открывает, но и закрывает программу Чеховского фестиваля 17 июля спектаклем "Одеона" и его руководителя Люка Бонди "Ложные признания" по пьесе Мариво с Изабель Юппер в главной роли. Посередине окажутся спектакли "Компании майского жука" и Филиппа Жанти.

    Трехчасовой опус Дени Подалидеса, одного из главных актеров "Комеди Франсез", ставшего режиссером не без влияния Петра Фоменко, вызывал у французских критиков и зрителей неподдельный интерес. Прежде всего тем, как глубоко укоренены вечные и новые смыслы в эстетику и поэтику мольеровской пьесы, стилизованной в духе театра его эпохи. Автор Le Mond напоминает, что "Мещанин во дворянстве" представляет собой квинтэссенцию искусства для аристократии, которое расцвело в эпоху Людовика XIV, и восторгается тем, до какой степени оно предстает в спектакле "Буфф дю Нор" объектом и субъектом пьесы Мольера.

    Режиссер проигнорировал самую влиятельную культурную стратегию XXI века - актуализацию классики

    Современный французский режиссер проигнорировал самую влиятельную культурную стратегию XXI века - актуализацию классики. Он откровенно и педантично (на взгляд многих московских театралов) двинулся навстречу Мольеру и его эпохе вместе с художником Эриком Рюфом, стилизуя, а то и буквально воспроизведя на сцене визуальную среду мольеровской сцены. Закрытое до поры занавесом двухэтажное строение с балконом напоминает о том, что "Комеди Франсез" имеет прямое отношение к архитектуре отеля. Дотошно изготовленные камзолы и парики, чулки и мушки тем не менее странно соседствуют с хореографическими приемами сегодняшнего дня, а имя хореографа Каори Ито неожиданно намекает на японскую культуру, в которой новация не противостоит, но естественно сосуществует с традицией.

    Именно такую формулу предложил французский режиссер. Придворный спектакль-балет XVII века на музыку Люлли танцуют у него три современные танцовщицы, а на сцене откровенно присутствует ансамбль старинных инструментов, контртенор, баритон и сопрано.

    Изысканная и замысловатая театральная история, в которой народный, комический и простодушный театр-буфф соседствует с рафинированной эстетикой аристократов, вдруг взрывается психологически точной и современной игрой Эмлин Байяр - госпожи Журден, обличающей абсурд той культурной экспансии, под гнетом которой находится ее муж-буржуа.

    Паскаль Ренерик играет Журдена почти с состраданием, изысканно сочетая буффонные приемы площадных комедиантов прошлого с яркой социальной сатирой современности.

    Зритель спектакля, таким образом, оказывается под обстрелом множества самых разных культурных кодов. Не успевает Журден побывать под ударами "аристократической культуры" с ее роскошными красавицами и красавцами, как на него обрушивается "террор" мусульманского мира с его турецкими церемониями и неведомой экзотикой. Ведь пьеса была заказана Мольеру "королем-солнце" в ответ на наглую выходку самозванцев, представивших себя послами Османской империи. То, что полоумный Журден решил принять турецкое "дворянство" и выдать дочь за мнимого сына турецкого султана, прозвучало в сегодняшнем спектакле как настоящий вызов современных трудных отношений мусульманского Востока и секулярного Запада.

    Поделиться