Новости

22.05.2015 00:09
Рубрика: Культура

В Музее личных коллекций покажут картинки из детства

"Сказочники". Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций, Волхонка, 8. До 28 июня 2015 года.

На первый взгляд, эта выставка - приглашение в детство. Не какое-то абстрактное детство вообще, а в твое собственное, в котором Муха-Цокотуха, или Спящая красавица из одноименной сказки Шарля Перро, или Стойкий оловянный солдатик Андерсена приходили со страниц тоненьких книжек именно с этими "картинками". Но поскольку выставка объединяет известных художников разных поколений, работавших с детской книгой, то получается, что, придя на выставку, ты покупаешь билет в детство еще и своих родителей, если не бабушек и дедушек. Конечно, это билет в очень идеализированное детство - сказочно-волшебное, но отнюдь не лишенное примет времени. Достаточно, взглянуть на рисунок Конашевича 1954 года для последней страницы книжки Чуковского "Телефон", чтобы обнаружить портреты всех возможных моделей телефонов на тот момент. В том числе из далекого прошлого… С рожком-трубочкой, что следовало приставить к уху, ручкой сбоку, которую нужно было крутить, чтобы соединиться с телефонисткой, чтобы сказать ей нужный номер… В общем, очень смахивает на старинную кофемолку. А рядом - последний писк - аккуратный аппаратик с диском для набора. Сейчас только в кино и в музее его можно увидеть.

Впрочем, поиск примет времени и исторической достоверности в иллюстрациях к сказкам и детским книгам - сюжет вполне себе сюрреалистический. Для многих художников детской книги, пожалуй, детские сказки были последней относительно "нейтральной" территорией, где вольному дыханию фантазии было позволено избегнуть тотального идеологического диктата. Разумеется, не всегда и не всем, если вспомнить расстрелянную в 1937 художницу Веру Ермолаеву, поводом для ареста которой стали иллюстрации к поэме Гете "Рейнеке-лис". Конечно, от детских книг ждали того, что они подготовят детей к "будущей трудовой деятельности", и эта "прикладная" задача ставилась перед иллюстраторами детских изданий и в 1920-е, и в 1970-е годы. Просто если в 1924 Чуковский сочинил бессмертный "Телефон", то в 1970-е выходили познавательные книжки, например, Анатолия Маркуши ("Океан начинается с капли" и другие, их как раз иллюстрировал Кабаков). Понятно, что без иллюстраций представить мир электричества, "производства стали" и "изделий из проката" детям было бы не под силу. Тем не менее, пространство страниц детских книг открывало еще и окошко в огромный мир культуры прошлого разных стран. Более того. Достаточно посмотреть французские народные песенки в иллюстрациях Конашевича ("Сюзон и мотылек", 1959) или сказки братьев Гримм с его же рисунками, или давнюю, 1954-1955 "Золушку" Шарля Перро, чтобы почувствовать в них живое обаяние, казалось бы, давно канувшего в Лету, "Мир искусства". Нет, не случайно в далеком 1922 году 34-летнего Владимира Конашевича Александр Бенуа пригласил участвовать в выставке "мирискусников". Тогда же Конашевич, от иллюстраций которого к стихам Фета, повести "Первая любовь" Тургенева, "Белым ночам" Достоевского", рассказу "Красный смех" Андреева, были "в совершенном опьянении все книгоиздательства Петрограда", был принят в члены "Мира искусства".

Это соединение двух противоположных традиций: мечтательного пассеизма Серебряного века с утопической задачей подготовки к жизни будущих строителей коммунизма - дало неожиданные плоды в будущем. Если говорить не о об обещанном коммунизме, а об истории искусства, конечно. Дело в том, что школу детской книги Конашевича так или иначе прошли те художники, которых потом причислят к "московскому романтическому концептуализму". Речь идет прежде всего о Илье Кабакове и Викторе Пивоварове, но также и о Эрике Булатове и Олеге Васильеве (у которых свои непростые отношения с концептуализмом). Все они в 1960-1980-х "для заработка" работали с детскими издательствами. В результате выставка наглядно демонстрирует, как именно на страницах детских книг встретились "мир искусства" и "московский концептуализм". Драматизма этой встрече не занимать - не стоит ломиться в открытую дверь, доказывая, что речь отнюдь не шла о пресловутой "преемственности поколений". Напротив, один из захватывающих сюжетов этой выставки - наблюдать, как, например, у Виктора Пивоварова из одиноких мечтателей сказок Андерсена рождается их альтер эго уже в концептуальных проектах, и из рисунков Кабакова к познавательным книжкам - сюжет о мечтателе, улетевшем в космос через дыру в потолке коммуналки…

Но и это еще не все. Впервые на выставке можно увидеть рисунки к "Атласу переливания крови", над которым Конашевич работал в блокадном Ленинграде. Эти иллюстрации выставлены вместе с хирургическими инструментами 1920-1940-х годов. И вот эта часть, которую обнаруживаешь уже на выходе, превращает выставку в многослойный концептуальный проект. Между прочим, по четвергам, средам и субботам к выставке обещаны лекции, мастер-классы и экскурсии. С игрой "дизайн-квест", с выступлениями поэтов и художников, и даже с лекцией об истории переливания крови…

Brainstorm выпустили новый альбом в духе середины "нулевых"

Brainstorm. 7 Steps Of Fresh Air (CD). Brainstorm Music Company LTD/ Warner Music Russia. 2015 г.

Главную рок-группу Латвии хорошо знают в музыкальном мире. Она участвовала в самом престижном европейском рок-фестивале в Гластонбери (Великобритания), пела и на нашем "Нашествии". После выхода премьеры обозреватель "РГ" позвонил солисту Ренарсу Кауперсу, чтобы обсудить новые песни и узнать, намерен ли Brainstorm, несмотря на недоброжелательные санкции Евросоюза по отношению к России, снова приехать на "Нашествие" и в этом году.

Предыдущие диски Brainstorm были довольно экспериментальными: вы щедро использовали электронику, манипулировали с модными ритмами. Но 7 Steps of Fresh Air - это уже возвращение к привольному и размашистому року: порой более романтичному, чаще - философски мудрому и неприкаянному. Да и в качестве продюсера вы снова пригласили Алекса Сильву, работавшего c Bon Jovi и Миком Джаггером. Именно с ним вы записывали диск 2006 года, куда вошли хиты Colder и "Выходные". И теперь вам вновь захотелось вернуться в середину "нулевых"?

Ренарс Кауперс: Наверное, так можно сказать. Потому что о последних двух альбомах "Шаг" и "Чайки на крышах" сегодня я уже думаю так: "Да, хорошо. Да, интересно. Но можно было лучше и как-то энергичней..." Да, может быть, именно энергетики не хватило нам в этих альбомах. В том числе и для самих себя. Ведь когда играешь эти песни на концертах, то чувствуешь, что нужно было еще добавить драйву! И верно, что новые песни в чем-то продолжают традиции альбома 2006 года Four Shores. В нем, кстати, была еще одна песня на русском языке, которая стала очень популярной, - "Ветер". И на стадионах люди до сих пор поют ее вместе с нами. Да, именно драйва и энергии мы хотели достичь в 7 Steps Of Fresh Air. Мне кажется, что это нам удалось. Ведь мы чувствовали, что при записи находились на каком-то душевном подъеме!

Какая песня на этом альбоме вам самому наиболее дорога?

Ренарс Кауперс: Мой ответ может вас смутить, потому что больше всего я люблю десятую песню (музыканты обычно ставят свои главные и любимые хиты первыми или вторыми на альбомах.- Прим. А.А.) . Она такая феерическая, чувствительная, эмоциональная и спета на латышском языке. Вряд ли Meklet Vienam Otru будет крутиться по радиостанциям. Но она получилась очень душевной. И мне кажется, что русским слушателям она тоже понравится. Это ваша песня! Вы же очень душевные люди.

Вы уже решили, на каких фестивалях сыграете этим летом?

Ренарс Кауперс: Точно будет "Нашествие", про другие пока не знаю. В этом году мы станем одними из хэдлайнеров, будем закрывать один из фестивальных дней. Поэтому уже готовимся!

Brainstorm участвовал в "Евровидении" еще в 2000 году. Чем из своего опыта могли бы поделиться с Полиной Гагариной перед финалом?

Ренарс Кауперс: Со временем я понял, что надо стараться максимально наслаждаться моментом. И не волноваться слишком много. Потому что если все время волноваться, то так вот жизнь и проходит. Нужно учиться радоваться! Хотя мне и самому с этим трудно: я очень сознательный персонаж и все равно тревожусь перед каждым выступлением. Но уговариваю себя, что это все только в радость!

В Перми открылся Дягилевский фестиваль

Дягилевский фестиваль, Пермский театр оперы и балета, Дом Дягилева, Фестивальный клуб, до 30 мая.

В первый же вечер в программе открытии фестиваля на сцене Пермской оперы состоялась мировая премьера. Здесь поставили неоконченную оперу Дмитрия Шостаковича "Оранго" и его же балет с пением "Условно убитый". Обе партитуры - из эпохи советских 30-х годов, с их фирменным созидательным энтузиазмом и экспериментальным зарядом, выводящим новое качество из всего - социальной жизни, эстетики, даже - из биологической породы (опыты с шимпанзе). 26-летний Шостакович оперу об этом и писал. Сатирическую. Пролог оперы содержит захватывающее шоу "нового" героя Оранго (имя которого происходит от орангутанга), исполняющего перед публикой "Чижика-пыжика" и другие, не менее содержательные задания. К слову, в прошлом сезоне в Москве Эса-Пекка Салонен представил с Лондонской "Филармонией" оркестровую версию "Оранго", сделанную британским композитором Джерардом Макберни. В этой же версии опера звучит и в пермской постановке под руководством Теодора Курентзиса. Вторую воскрешенную партитуру Шостаковича - балетную фантасмагорию с пением "Условно убитый", единственный раз поставленную в России в Ленинградском мюзик-холле (в 1931 году) с участием Леонида Утесова и Клавдии Шульженко, представил хореограф Алексей Мирошниченко. По замыслу, это "зарисовки на тему советского прошлого", и на сцене появляются персонажи-типажи той эпохи: мужчина с портфелем, человек в кожаном плаще, студентки в белых носочках, мороженщица, человек и т. д. В советском "ретро" занята вся труппа театра, а также учащиеся Пермского хореографического училища.

Еще одним композиторским "лицом" Дягилевского фестиваля, а точнее, его "резидентом" стал в этом году Леонид Десятников, отмечающий свое 60-летие. Его музыка будет звучать на авторском вечере "Десятников гала" и в заключительном концерте фестиваля, где сам композитор встанет за дирижерский пульт. Надо отметить, что по акценту на современную музыку, афиша Дягилевского не уступает европейским музыкальным фестивалям. Музыка Кшиштофа Пендерецкого, Джанчинто Шелси, Сальваторе Шаррино будет звучать в исполнении мужского вокального ансамбля Odhecaton из Италии. Камерным сочинениям Галины Уствольской посвятят свою программу Патриция Копачинская (скрипка) и Маркус Хинтерхойзер, пианист, многие годы формировавший концертные программы Зальцбургского фестиваля. Актуальную музыку будет исполнять и Московский ансамбль современной музыки. Одна из сенсаций фестиваля - знаменитый балет британского хореографа и танцовщика бенгальского происхождения Акрама Хана Kaash (на языке хинди "если бы"), повествующий об устройстве мира. Хореография его вдохновлена образом индуистского бога Шивы и сочетает индийский танец катхак и contemporary danсе. Завершится фестиваль Пятой симфонией Малера в исполнении Фестивального оркестра, состоящего из ведущих инструменталистов мира - спецпроект Теодора Курентзиса на Дягилевском фестивале.

Античная трагедия в брюках-клеш

У Давлетьярова вторая за месяц премьера: в конце апреля вышла новая экранизация "А зори здесь тихие", и вот теперь - фильм про советских подростков "Однажды" по повести Юрия Короткова, который был сценаристом у Давлетьярова в "Зорях".

Снималась картина быстро, но к зрителю шла три года. Рабочее название - "Пацаны", а в широкий прокат лента выходит под загадочным лейблом "Однажды". Название фильма, впрочем, вполне адекватно его содержанию - однажды что-то произошло, но что конкретно - так сразу и не расскажешь.

То есть на первый взгляд все понятно. Это история первой любви. Причем с замахом на античную трагедию - Лешкин брат разбился насмерть на мотоцикле, а теперь Лешка влюбился в бывшую девушку брата. Что победит - страсть или долг?

Тема любви вписана в историю взросления трех советских подростков. Идет 72-й год, провинциальный городок готовится встретить годовщину Октябрьской революции. Тем временем девушки носят мини-юбки, а парни - брюки-клеш, слушают "битлов", ну и вообще, живут своей молодежной жизнью. Время от времени на дискотеках появляются "поселковые" - суровые рабочие ребята с гаечными ключами, которым не дает покоя мысль, что где-то по соседству разгуливают в брюках-клеш. Такие появления сопровождаются массовыми уличными боями, визуально очень напоминающими уличные бои в "Бандах Нью-Йорка" Скорсезе.

В этом смысле "Однажды" невольно ассоциируется со "Стилягами", тем более что сценарии к обоим фильмам писал Коротков - но сходства эти чисто формальные. В "Стилягах" описан эстетический протест системе, бунт ярких и молодых против старого серого официоза, здесь же - это просто деталь пейзажа, и в повествовании сама эпоха 70-х едва ли играет хоть какую-то роль. С тем же успехом эту тщательно выстроенную картинку Брежневских времен можно было заменить современными реалиями.

"Однажды" начинается как "Стиляги", потом превращается в подростковую комедию на фоне застойных времен (и весьма остроумную, стоит признать, - пожалуй, это самая удачная "ипостась" фильма), обретает черты мистической драмы, с полетами к звездному небу на мотоцикле с погибшим братом, и явлением друга, которого сбил поезд, затем превращается в "Банды Нью-Йорка", а заканчивается хрестоматийным прощанием на вокзале, с девушкой, догоняющей по перрону поезд.

Фильм с сильными и убедительными отдельными фрагментами все же не складывается в целостную историю. Создается ощущение, что что-то важное так и не было сказано, а вещам второстепенным, напротив, уделено слишком много внимания. Что для молодежной комедии здесь слишком мрачен сюжет, а для подлинной драмы слишком легковесны герои. Как не хватает определенности названию картины, так не хватает этой определенности и самому фильму.

Но фильм не лишен обаяния, снят стильно, к тому же тоска по СССР как никогда сильна в обществе, и эта ностальгическая волна наверняка привлечет дополнительную аудиторию.

Культура Арт Живопись Выставки с Жанной Васильевой Гид-парк
Добавьте RG.RU 
в избранные источники