27.05.2015 20:37
    Поделиться

    Уральские власти научились видеть в бизнесе партнера

    Эксперты и журналисты подмечают некое противоречие в оценках сегодняшних реалий: пока большинство бизнесменов и руководителей промпредприятий сетует на резкое осложнение экономической ситуации, региональные власти рисуют в целом позитивные картины. Откуда такая разница во взглядах? С этого вопроса мы начали разговор на деловом завтраке с Михаилом Черепановым, вице-президентом Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП).

    Михаил Григорьевич, откуда такое расхождение в оценках?

    Михаил Черепанов: Из-за разницы в подходах. Оптимисты сегодня говорят о том, что кризиса не было и нет, а трудности пошли экономике только на пользу. Пессимисты находятся в тревоге и напряженном ожидании худшего. По моей оценке, ситуация еще не устоялась. Но уже можно утверждать, что самые мрачные прогнозы не сбылись - во многом благодаря господдержке бизнеса.

    На мой взгляд, главный результат изменений в экономике, которые произошли в последнее время и еще продолжаются, - отрезвление. Работодатели много лет испытывали прессинг: профсоюзы и региональные власти вынуждали нас непрерывно повышать оплату труда. Это понятное желание. Но мы-то видели, что рост зарплат в последние годы не соответствовал темпам увеличения производительности труда. Сейчас с общим снижением зарплат в стране появилась объективная оценка труда. Это полезно.

    То есть кризис еще в разгаре? Мы не достигли дна?

    Михаил Черепанов: Думаю, нет. Многие предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) пока не адаптировались к ситуации, они испытывают трудности, уходят в серую зону, принимают и другие вынужденные меры для сохранения бизнеса. Говорить о том, что мы достигли дна и отталкиваемся от него, можно будет только тогда, когда эти компании начнут подниматься так же, как крупные, которые либо получили господдержку, либо нашли рыночные способы решения своих проблем.

    СОСПП опубликовал недавно рейтинг негативных факторов, влияющих на инвестиционную деятельность предприятий в 2014 году, составленный по результатам опроса промышленников. На первое место они поставили как раз неэффективность мер государственной поддержки. То есть бизнес считает, что недостаточная помощь - это даже хуже, чем высокие ставки по кредитам (этот фактор оказался на втором месте)?

    Михаил Черепанов: Во-первых, мне кажется, что на результат повлияло психологическое состояние руководителей предприятий на момент проведения опроса. Это был период тревог и ожиданий, некоторой растерянности директоров, которые очевидно видели потери и неочевидно - возможности. И первое, чего бы им хотелось,- поддержки со стороны.

    Второй момент - объективность этой оценки. У меня есть ощущение, что меры поддержки прошли мимо большинства наших предприятий. В конце прошлого года и начале нынешнего помощи ждали многие, но государство решило поддержать только системообразующие предприятия, которые гарантированно сохранят экономику страны в условиях ограниченных ресурсов. В этот перечень вошли 14 компаний Среднего Урала. Они получили возможность субсидирования процентных ставок по кредитам, а также помощь при расчетах с банками.

    А на что могут рассчитывать остальные предприятия, прежде всего средние и малые, которым и без того тяжелее, чем крупным, пережить кризис?

    Михаил Черепанов: Здесь работают другие инструменты, региональные. Через институты поддержки предпринимательства и областные фонды в прошлом году прошло около полумиллиарда рублей для ста предприятий малого и среднего бизнеса.

    На уровне региона есть понимание того, как помочь бизнесу пережить этот непростой период?

    Михаил Черепанов: Да, и должен отметить, что наши власти отбросили чиновничий формализм и начали действовать нетривиально, решая в ручном режиме проблемы конкретных предприятий быстро и решительно, как на фронте.

    Предоставляемая господдержка, на ваш взгляд, достаточна? Или, может быть, более эффективны другие формы?

    Михаил Черепанов: Не нужно дополнительных денег или новых законов, гораздо важнее своевременные расчеты государственных монополий и корпораций со своими подрядчиками. Сейчас накопленные долги составляют несколько миллиардов рублей, появляются угрозы возникновения "пирамид" взаимных неплатежей. И в первую очередь от этого страдают те, кто находится в самом конце этой цепочки - малый и средний бизнес.

    По данным опроса Российской экономической школы, только восемь процентов предприятий-экспортеров пользуются господдержкой, а 40 процентов вообще не знают о возможности ее получить.

    Михаил Черепанов: В большей мере им нужна помощь в маркетинге, продвижении, потому что у нас множество предприятий, которые могли бы продавать свою продукцию за рубеж, но не знают, как это делать. Сейчас всего два процента субъектов МСБ работают на внешних рынках. В Италии, например, таковых более 40 процентов.

    Нужно работать с предпринимателями через профессиональные объединения: обучать, предоставлять информацию. Чтобы открывать для них новые рынки, должны активизироваться торгпредства РФ за рубежом и, наоборот, зарубежные в России. Например, недавно в Екатеринбурге побывал посол Гватемалы, где, оказывается, планируют строить большой газопровод. Это новый рынок, который наши заводы не рассматривали как перспективный, а он, оказывается, может представлять интерес для свердловских производителей. Такие рынки нужно искать, смело на них выходить, продвигать собственную продукцию и регион в целом.

    С 2015 года начал действовать федеральный Фонд развития промышленности. Предприятия Свердловской области активно пользуются этим инструментом: 11 процентов всех заявок поступило со Среднего Урала…

    Михаил Черепанов: Да, в программу фонда попали 45 наших предприятий. Условия хорошие: займы под пять процентов. Насколько я знаю, первые решения по конкретным суммам для наших компаний уже приняты, например, 300 миллионов рублей выделено Уральскому дизель-моторному заводу, который в числе нескольких других российских предприятий выполняет программу создания российского дизеля.

    Кстати об импортозамещении. Аграрии не раз заявляли о том, что им нужно понимать, сколько продлятся санкции, чтобы планировать свои проекты. Насколько остра такая проблема для промышленности?

    Михаил Черепанов: Когда говорят об импортозамещении, то вкладывают в это понятие разные смыслы. Вот пример: "Уральские локомотивы" самостоятельно организуют производство вагонных тележек, сертифицируют их и снижают себестоимость своей продукции. Завод таким образом решает конкретную задачу на текущее время.

    Но дальше, если наша тележка стала конкурентоспособной по отношению к иностранным аналогам, что мешает продавать ее за рубеж? То есть в моем понимании настоящее импортозамещение - это выход на внешние рынки. Тогда наш продукт будет конкурентоспособен в любом случае, вне зависимости от санкций. Но далеко не у всех предприятий есть такие амбиции, чаще всего их руководство решает локальные, краткосрочные задачи.

    В начале 2016 года в Свердловской области должен вступить в силу долгожданный закон о промышленной политике. Чего ждет от него предпринимательское сообщество?

    Михаил Черепанов: К моменту создания федерального закона "О промышленной политике в РФ" областной законопроект уже был разработан. Поэтому решили подождать с его принятием и доработать проект с учетом федерального документа. Чего мы от него ждем? А что вообще нужно бизнесу от власти? Стабильности. Предсказуемости действий. Правил игры, которые позволят предпринимателям снизить свои риски.

    Федеральный закон дал такие правила?

    Михаил Черепанов: Не вполне. Он дал дополнительные механизмы господдержки. Но дальше мы ждем подзаконных актов, и Российский союз промышленников и предпринимателей будет участвовать в их создании, чтобы появлялись новые инструменты для развития экономики и поддержки предпринимательства.

    Когда меняются правила игры на федеральном уровне, региональные власти вряд ли могут повлиять на ситуацию. А что реально сделать для развития бизнеса на уровне субъекта Федерации?

    Михаил Черепанов: Создать благоприятный инвестиционный климат. Соперничество регионов выражается в совершенно объективных фактах: деньги инвесторов текут туда, где лучше работает власть. Конечно, на климат влияют многие факторы: уровень коррупции, тарифы, сроки регистрации бизнеса, подключения к инфраструктуре и так далее, но на первом месте - внимание к инвестору, уважение к нему.

    Из года в год при опросе членов СОСПП мы предлагаем им оценить, насколько они удовлетворены взаимодействием с различными органами региональной и федеральной власти. Ведь отношение власти к бизнесу зависит не только от первых лиц области, но и от всей команды: министров, начальников отделов в министерствах, просто рядовых специалистов. Результаты опроса показывают: бизнес готов сотрудничать с государством, но ждет от него ответной положительной реакции.

    В масштабе страны оценку бизнесом отношения к нему власти можно отследить по аналогичным опросам РСПП. Замечу, что вариант ответа "как к кошельку" - один из самых часто встречающихся, хотя в 2014 году число ответивших таким образом в сравнении с 2013-м уменьшилось.

    Кстати, несколько лет назад мы учредили приз "Золотая стрела", который ежегодно вручаем одному из региональных министров, выбранному по результатам опроса. Респонденты оценивают открытость исполнительных органов власти, отсутствие бюрократизма, практическую помощь предприятиям, а в конечном счете - содействие улучшению инвестклимата. В этом году в лидерах этого рейтинга - областные министерства образования и АПК.

    Казалось бы, непрофильные для Союза промышленников министерства.

    Михаил Черепанов: Я бы так не сказал. Сельское хозяйство активно развивается в нашей области, в этой отрасли есть неплохие возможности для роста. Что касается образования, то вопрос дефицита профессиональных кадров еще в прошлом году стоял в упомянутом рейтинге негативных факторов на первом месте. Сегодня ситуация меняется, в том числе благодаря проекту "Уральская инженерная школа".

    Поделиться