издается с 1879Купить журнал

Сними меня, мама!

Елена Шумилова, живущая в тверской глубинке, прославилась на весь мир фотосъемкой троих своих сыновей

В век Интернета стать известной несложно - было бы, как говорится, что показать. Потому слава и обрушилась на Елену Шумилову со всего света: английская "Дейли мейл" регулярно рассказывает о ее новых работах, американцы сняли о ней фильм, в родных виртуальных сетях творчеством молодой мамы восхищаются сотни тысяч россиян...

А вот встретиться с героиней оказалось непросто. Сначала километров 400 отмахать от Москвы по Рижскому шоссе. Потом еще 40 - в сторону районного центра Андреаполь. И уже там искать на просторах Тверской области ферму у лесного озера. Табличка "Имение Доброхвалово" подсказала, что мы попали туда, куда нужно.

Доброхвалов - фамилия фермера Андрея, мужа Елены.

Он сбрасывает с плеча тяжелый мешок, протягивает руку: "Что, не похож на московского программиста?" Позже, когда познакомимся ближе, Андрей проведет нас по своему немаленькому хозяйству, где они живут уже седьмой год. С тех самых пор, как Андрей приехал в эти места с другом-охотником отдохнуть на выходные. Огляделся, влюбился в природу, загорелся. Оставил в столице бизнес, купил землю...

В его хозяйстве коровы, овцы, гуси, куры, кролики. Само собой, техника, чтоб сеять и боронить, поливать и косить. Видно, как он болеет за фермерскую долю, которой извечно мешают плохие дороги и дураки. И как гордится своим делом - ничуть не меньше, чем всемирными успехами жены.

...Елена встречает гостей в просторном доме с огромными стенами-окнами в сторону озера. С двухмесячным Петей на руках. Сразу угощает собственноручно приготовленными сыром и хлебом (мука тоже своя!).

- Мы недавно решали, где дальше жить, ведь Ярославу в этом году в школу идти. И решили возить его в Андреаполь за 30 километров, - рассказывает Елена. - Я познакомилась с педагогами, и они мне очень понравились. Вообще атмосфера маленького городка мне по душе. Здесь все друг друга знают, не то что в Москве, где пакость сделал и затерялся.

- Выпускница архитектурного института столь легко соглашается стать крестьянкою...

- Не легко. Я и на шашлыки-то раньше ездить не любила. Но ради здоровья детей пошла на это.

- Еще удивительнее, как вы за три года выросли из новичка-фотографа в Мастера. Вот один из откликов в Интернете: "Вы для меня - ворота в другой мир..."

- Все были против: и муж, и родители. Их можно понять, ведь столько дел по хозяйству. Да и финансово было непросто, хотя я и обходилась одним 50-миллиметровым объективом, не покупала ни дорогих штативов, ни всевозможных "наворотов". Снимала на Canon Mark II, сейчас на Mark III перешла. Но родные видели, как я старалась, сидела по ночам у компьютера, скачивала уроки, училась обрабатывать снимки, анализировала работы понравившихся фотографов. За свое обучение не заплатила ни копейки, я в полном смысле фотограф-самоучка.

Первые картинки были смешными, даже безвкусными. Я же прошла путь обычного новичка, совершая все положенные ошибки. Только в ускоренном темпе. Отношение близких изменилось, когда я стала этим зарабатывать.

- Вы с другими фотографами общаетесь?

- Да, но у меня, как вы догадываетесь, слабо организован выход в свет. Все больше через Интернет. У меня есть любимые фотографы, за чьим творчеством я слежу...

- А к вам часто обращаются за советом?

- Конечно. Все время просят провести мастер-класс, но я провела один и поняла, что обучение - это пока не мое. Да и не готова я делиться всеми своими секретами, а серединка на половинку - это нечестно. Меня многие копируют, говоря, что я являюсь их вдохновением. Но лучше все-таки до всего доходить своей головой.

- Вы каждый день снимаете?

- Да, это обязательно. Так поддерживаю форму. Очень много съемок холостых, но не будь их - не было бы и удачных. Бывает, целую неделю снимаешь одно и то же, и ничего не выходит. А потом случается что-то неуловимое, ребенок вдруг неожиданно повернулся, свет правильно упал, и ты понимаешь, что случилось волшебство.

- У вас есть награды, звания?

- Я очень не люблю конкурсы. Однажды послала свою работу на конкурс AdMe Photo Awards 2014 и выиграла первое место, но поняла, что мне неприятно чувство ожидания: отметят тебя или нет.

- Мы в редакции переругались, отбирая снимки для журнала из вашей коллекции. Уж слишком богатый выбор! Расскажите читателям "Родины", как вы это чудо снимали...

Ваня, мама Елена, Петя и семилетний водитель Ярослав. Полукилометровый путь от фермы до дома ему по силам - никакой инсценировки. Фото Дениса Емельянова


По словам папы Андрея, переезд семьи из Москвы в глубинку, кроме всего прочего, вызван желанием научить детей трудиться и общаться с природой.


Снимок сделан в соседней деревеньке. Она удивительная, как декорация для кино, ничего готовить не надо, просто приезжай и снимай... Это осень, закат. Ребята присели, что-то копаются в земле, а тут я. Правда, пришлось поработать со светом.


У нас рядом с фермой большой стог сена. Я привела Ярослава и попросила посидеть с кроликом. Обычно такая съемка длится 10-15 минут. И за это время надо успеть сделать много кадров, просто окунуться в работу, ничего не замечая вокруг, жестко выложиться. Потом и ребенок, и животное устают. И нужен большой перерыв, после которого можно сделать второй заход. Хорошо, что у нас каждое время года длится примерно по три месяца, а то устаешь от одного и того же фона. Пропадает вдохновение. Хочется перемен.


Нашу собаку зовут Миша, 12 лет, порода алабай. Миша друг наших сыновей. Это он с Ярославом. На кухне снималось... Как я придумываю сюжеты для съемки? Раньше меня и по ночам озаряло. А сейчас идеи все реже в голову стреляют в виде подарка. Долго их вынашиваю... Кстати, перед съемкой я никогда специально не наряжаю детей, как это некоторые делают. Но слежу, чтоб в одежде не было ничего кричащего. Знаете, как устроен кадр? Достаточно маленького элемента, чтоб он перетянул все внимание на себя.


Этот снимок сделан в апреле 2014-го. Я попросила Ваню покормить овец. Дети до пяти лет не умеют позировать, а Ване тогда было три года, и поэтому все получилось в виде игры. А вообще к любой съемке нужно здорово готовиться. Это как в джазовой композиции, когда сначала продумывается тема, а уже потом можно импровизировать. Так и получаются лучшие кадры. Этот снимок попал на выставку "Символы Отечества" на ВДНХ.