03.06.2015 00:42
    Поделиться

    Банки ужесточили требования к заемщикам

    Требования к заемщикам серьезно ужесточились
    Банковская розница в этом году переживает не лучшие времена: из-за экономической ситуации кредитование практически замерло, при этом просроченная задолженность растет, а качественных заемщиков становится все меньше. С одной стороны, банки снижают свои аппетиты к риску, ужесточая требования к заемщикам, с другой - клиенты сами не спешат брать кредиты по ставкам от 20 процентов и выше.

    Локомотивом рынка сегодня стали кредитные продукты с государственной поддержкой: ипотечное и автокредитование с субсидированием процентной ставки. На прочих направлениях банковской розницы банки стараются развивать линейку предложений, приносящих комиссионный доход, например, карточные продукты, рассказала заместитель председателя правления Связь-Банка Ольга Олейник: "Ну и, конечно, борьба за частных вкладчиков на розничном банковском рынке продолжается, многие банки стараются развивать отдельные направления обслуживания состоятельных клиентов. С точки зрения отдельных сегментов розничного кредитования, больше всего в первом квартале 2015 года просело ипотечное кредитование, основная причина - высокие процентные ставки, но и по остальным направлениям розничного кредитования также наблюдалось существенное падение объемов выдач по сравнению с 2014 годом. Причины - высокие процентные ставки по кредитам и неуверенность заемщиков в завтрашнем дне".

    Курс Банка России на понижение ключевой процентной ставки и государственная поддержка ряда направлений розничного кредитования положительно влияют на динамику рынка, так как эти меры позволили снизить процентные ставки по розничным кредитам. "Уже сейчас мы видим, что с апреля ежемесячный рост выдач розничных кредитов составляет 36 процентов по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, можно констатировать, что розничный банковский рынок оживает и розничные банковские кредиты становятся востребованными и доступными для заемщиков", - отметила эксперт.

    Локомотивом рынка сегодня стали кредитные продукты с государственной поддержкой

    На стабильном уровне после коррекции в конце 2014 года находится спрос на автокредиты, рассказал начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Александр Мартынов. Сегмент поддерживает госпрограмма субсидирования процентных ставок. "Также мы наблюдаем, что многие бренды начинают снижать стоимость автомобилей и запускают программы прямого субсидирования, помогая клиенту сделать выбор в пользу покупки нового автомобиля, а не откладывать это на долгое время", - добавил эксперт. Ставки по таким программам весьма привлекательны - от 5,5% годовых.

    В среднем же стоимость автокредита сегодня сильно зависит от бренда и линейки, добавил Мартынов. По его словам, взять в кредит машину премиального сегмента сегодня намного дороже, чем массового. В определенной степени автокредитование сегодня находится в лучшем положении по сравнению с другими сегментами, считает эксперт. "В текущих условиях банки с особым вниманием оценивают заемщиков, которые обращаются за беззалоговым кредитом. В случае же с автокредитованием банки имеют залоговое обеспечение, что дает нам дополнительные гарантии возврата кредита", - отметил он.

    В сегменте кредитных карт спрос есть, но при этом снизился спрос платежеспособный, рассказал директор департамента розничного бизнеса Росгосстрах Банка Андрей Борискин. По его словам, кредитные карты остаются достаточно популярным и удобным для клиента продуктом (возобновляемый кредитный лимит). "В части новых выдач можно сказать, что сегмент оживает, - отметил эксперт. - На сегодня с учетом корректировки целевой аудитории карточных продуктов, выдаваемых многими банками, в сторону лояльных клиентов, можно сказать, что этот продукт представляет собой менее рискованный по сравнению, к примеру, с потребительскими кредитами наличными. Риск в сегменте кредитных карт более управляем, чем в сегменте кредитов наличными: банки, к примеру, могут в зависимости от риск-профиля заемщика снижать кредитные лимиты, управляя портфелем". Вопрос, насколько долго они продолжат оставаться выгодными для банков из-за все-таки достаточно высокого уровня невозвратов, стоимости фондирования и операционных расходов.

    По словам Борискина, на фоне снижения платежеспособности заемщиков банки предлагают сегодня кредитные продукты лояльным клиентам: заемщикам с хорошей кредитной историей, зарплатным клиентам, текущим вкладчикам и пр. На рынке имеет место быть как практика снижения кредитных лимитов (при этом в рамках продукта зачастую предусмотрено увеличение лимитов по итогам хорошей платежной дисциплины), так и повышения размера минимального ежемесячного платежа. "Условия льготного периода по рынку в целом не изменились. Ведь сегодня это одно из основных условий преимущества в плане удобства карт перед потребительским кредитом", - добавил эксперт. Ставки по кредитным картам, по его словам, сильно варьируются в зависимости от программы и заложенного риска. "Многие банки сегодня не будут спешить со снижением ставок, несмотря на постепенное уменьшение Центробанком ключевой ставки, так как вынуждены расплачиваться за дорогие источники фондирования, привлеченные ранее. Снижение кредитных ставок скорее может произойти из-за конкуренции за качественных заемщиков. Последствия потребители почувствуют летом", - считает Борискин.

    В карточном сегменте банки также продолжают развивать программы лояльности, причем по трем направлениям: скидки и привилегии, индивидуальные условия обслуживания в банке и бонусные программы. "Среди текущих предложений имеются как совместные программы по накоплению бонусных баллов у конкретных партнеров (авиакомпании, сотовые операторы, крупные ретейлеры), так и программы, агрегирующие в себе целые категории товаров и услуг (каталоги, агрегаторы авиабилетов, купонные сервисы), - рассказал руководитель направления разработки карточных продуктов Бинбанка Александр Матущенко. - Все эти примеры по-своему хороши, но все же имеют один общий минус - узкую целевую аудиторию, которая может не совпасть с аудиторией клиентов в банке, что в свою очередь приведет к низкому интересу со стороны все тех же клиентов банка". Для решения этой проблемы, а также для упрощения управления программами лояльности банки начали разрабатывать собственные предложения. Среди таких предложений можно отметить продукты с начислениями в виде Cash back в определенных категориях (путешествия, шопинг, АЗС и пр.). Также на рынке можно отметить появляющиеся white label решения от организаций, которые берут на себя функцию по взаимодействию с торговыми точками и анализ поведения клиентов с целью предоставления им интересных предложений. Но эта программа тоже имеет слабое место - ограниченный список партнеров и предложений, который может быть привлекателен для одной группы клиентов и не восприниматься другой.

    Банки продолжают развивать программы лояльности по трем направлениям: скидки и привилегии, индивидуальные условия обслуживания и бонусные программы

    В кризисные времена наибольшую нагрузку испытывают так называемые банки-монолайнеры, которые специализируются на потребительском кредитовании. Однако они готовы пересматривать свои стратегии, чтобы минимизировать возможные потери. Так, Банк Хоум Кредит решил сконцентрироваться на развитии дистанционных каналов продаж и активно развивает выдачу POS-кредитов и кредитов наличными с помощью курьеров.

    POS-кредитование остается для банков стратегически важным сегментом, который позволяет привлекать новых клиентов. Для многих людей, которые не имеют кредитной истории, в условиях ужесточения банками подхода к оценке заемщиков кредит в точке продаж является зачастую единственной возможностью получения ссуды в банке. Суммы и сроки кредитования в сегменте POS меньше, соответственно риски здесь ниже. По мере стабилизации экономической ситуации в марте-апреле рынок POS-кредитования оживал. Спрос со стороны клиентов повысился. Объем заявок на POS-кредиты в марте текущего года был на 2,5 процента выше, чем в прошлом году, а в апреле увеличение составило уже 4%, рассказали в Банке Хоум Кредит.

    В свою очередь банки также стали активнее выдавать клиентам кредиты. Согласно предварительным данным Frank Research Group, объем выдач POS-кредитов в России в марте 2015 года увеличился по сравнению с февралем на 24%, в то время как за аналогичный период в прошлом году произошло снижение на 2%. Возобновилась и практика предоставления акционных кредитов без переплаты. В феврале-марте кредиты с рассрочкой платежа, льготным периодом и другие были доступны в торговых сетях "Связной", "Евросеть", "МТС", "Эльдорадо", "МедиаМаркт".

    В отличие от кредитного сегмента, вклады физлиц в банках демонстрируют уверенный прирост с начала года. Только за апрель, по данным ЦБ РФ, объем депозитов в банках вырос почти на 70 млрд рублей. "Самыми востребованными остаются вклады сроком на три месяца, так как именно по ним банки предлагают наиболее высокие процентные ставки, - рассказал заместитель президента "Нефтепромбанка" Андрей Мурукин. - Однако в последнее время наметилась смена тенденции: вкладчики постепенно перекладывают деньги в депозиты на более длительный срок, как правило, на год, реже на полгода. Это связано с тем, что процентные ставки по вкладам постепенно снижаются, а разница в ставках на разные по длительности вклады сглаживается, что делает привлекательными вклады на более продолжительный срок". По словам эксперта, достаточно высокие ставки по рублевым вкладам не стимулируют банки поднимать ставки по валютным вкладам. Вероятнее всего, если ставки по вкладам в рублях продолжат снижаться и опустятся ниже 12% , то на валютные вклады снова появится спрос. При этом ставки по ним, скорее всего, будут находиться на уровне 5% годовых, считает Андрей Мурукин.

    Поделиться