Сейчас в собственности государства учтено около 1,8 миллиона объектов. Больная тема - бесхозные казенные предприятия. Причалы, подъездные пути, хранилища, инженерные сети, пристройки к домам, многочисленные, как выразилась глава Росимущества Ольга Дергунова, "сараи и сараюшки". Сегодня почти 88 тысяч их гниют и ветшают, не имея хозяев балансодержателей. Задача - их найти и оформить.
Особняком стоят бесхозные нефтяные и газовые скважины, в том числе взрывоопасные. И они либо также не имеют хозяев, либо находятся вне участков, закрепленных за конкретными предприятиями. "Сегодня большинство этих опасных скважин пришли в негодность и представляют прямую угрозу для населения, которое проживает поблизости", - заявила Дергунова. Только под Астраханью "тлеют" 12 бесхозных скважин, которые выделяют взрывоопасный сероводород. Самое большее их количество - около 800 штук - находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Росимущество, прокуратура, экологи, муниципальные власти бьют тревогу не один год.
Сегодня к решению проблемы привлечены и эксперты. Причина в правовой коллизии. При приватизации 90-х годов скважины в спешке не были включены в состав имущества компаний-недропользователей. И не являются предметом лицензионных соглашений, не закреплены за новыми собственниками как балансодержателями. Их надо ликвидировать или консервировать. Но кому это делать - не ясно. Недропользователи, крупнейшие компании, к ним юридического отношения не имеют. Росимущество не обладает ни компетенцией, ни лицензиями для их ликвидации. Ни тем более бюджетом. По оценкам экспертов, ликвидировать одну скважину в спокойном режиме стоит до 200 миллионов рублей, в режиме ЧС - до 2 миллиардов рублей. Консервация менее затратна, но все равно обходится как минимум в 20 миллионов рублей за каждую скважину.
По оценкам члена экспертного совета при Росимуществе, гендиректора Консалтингово-Аналитического Союза Артема Генкина, в России сегодня не менее 13 тысяч нефтяных и нефтегазовых скважин находятся на балансе государства и при этом не вовлечены (или даже не могут быть вовлечены) в хозяйственный оборот. Свыше 80 процентов из этого количества не передано в собственность, в пользование, на ответственное наблюдение нынешним недропользователям. "Проблема потенциально катастрофическая для госбюджета, если не предпринять немедленных шагов к ее решению", - говорит Артем Генкин.
Эксперты предлагают два варианта. Либо создать специальный уполномоченный орган, которому передать решение проблемы государственной важности вместе с гигантским бюджетом. Либо все же вручить опасные скважины бизнесу, компаниям-недропользователям, на чьих участках они расположены, в безвозмездное пользование (или за символическую плату), но с обязательством проводить работы по их мониторингу, сохранению, консервации и ликвидации. Затраты в таком случае будет нести не государство, а бизнес.
Компании, кстати, не против, но требуют стимулов и компенсаций. На экспертном совете в Росимуществе их озвучили. Необходимо скорректировать 11 нормативно-правовых актов, в том числе внести уточнения в закон о недрах и в Налоговый кодекс по уменьшению будущих налоговых отчислений недропользователей на суммы их многомиллионных затрат по ликвидации и консервации всех скважин. Росимущество сейчас обобщает эти предложения, чтобы внести в правительство.
Ведомство намерено также сосредоточиться на работе по повышению качества управления государственными компаниями и на новых способах долгосрочной мотивации их топ-менеджеров, сообщила Ольга Дергунова на встрече с членами экспертно-консультационного совета при Росимуществе. В него, напомним, входят известные юристы, экономисты, аудиторы, и, сверяя с ними планы, ведомство выдает итоговые рекомендации для принятия решений правительству.
Прошлый и этот годы из-за санкций и общей экономической обстановки не отличаются крупными приватизационными сделками и продажами объектов госимущества, констатировала Ольга Дергунова. Но во взаимодействии с госкомпаниями ситуация заметно поменялась - в основе оценки их работы теперь находятся так называемые ключевые показатели эффективности - КиПиАй. Но Росимущество идет дальше.
16 июня в Московском государственном университете имени Ломоносова вместе с своими экспертами, научным сообществом и представителями госкомпаний ведомство проведет масштабный мозговой штурм. Он будет посвящен изменениям в мотивации топ-менеджеров госкомпаний, когда упор делается не только на зарплату и бонусы, но и на другие стимулы в пользу своих компаний. Практика международных компаний показывает, что для этого предлагается привлекать сотрудников к участию в прибыли своих организаций, передают им акции, продвигают по службе на основе персональных КиПиАй.
Пока же российский топ-персонал минимально заинтересован в сокращении издержек и получении прибыли своими компаниями, у него слабее ответственность за результаты - ведь убытки могут быть тем или иным способом покрыты правительством.
Дергунова сообщила, что мозговой штурм будет открытым и пригласила к дискуссии всех заинтересованных участников. Тем более, напомнила она, к 2016 году потребуется отвечать на вопрос, какие 100- 150 компаний с госучастием останутся в собственности государства. И по каким критериям их надо отбирать. Эта задача значится в госпрограмме по управлению госимуществом до 2018 года. К дебатам на сложную тему Росимущество уже приступило, как с экспертами, так и с компаниями, добавила Дергунова. "Пройдя через дискуссии, мы предложим свой ответ правительству", - добавила она.