09.06.2015 10:20
    Поделиться

    Английское чаепитие в Воронеже закончилось битьем посуды

    Российская премьера спектакля "Smashed/Вдребезги" от британской компании "Жонглеры Гандини" прошла в Воронеже в рамках V Платоновского фестиваля. Артисты бросались яблоками и колотили сервизы, а позже признались, что после возвращения из России будут больше читать.

    Веселое и захватывающе виртуозное шоу, навеянное творчеством Пины Бауш, составлено из нехитрых зарисовок из жизни. Семейной, общественной или рабочей, неважно. Механизмы везде одни: мы либо действуем слаженно и дружелюбно относимся к другим, либо тянем одеяло на себя и строим козни, пока очередному "теремку" не придет крышка. Флирт и ревность, коварство и месть, традиционный английский файф-о-клок с его чопорностью и бурные домашние разборки - все изображается иронично и изобретательно. Под Баха и баллады "первой леди кантри" Тэмми Уайнетт. С помощью сущей чепухи - красных яблок и белоснежных фаянсовых чашек. В финале, когда герои теряют интерес к совместному жонглированию и кричат: "Mine! Mine!" ("Мое, мое!") - предметы начинают летать как попало, тарелки и чайники со звоном бьются, актеры жадно доедают оставшиеся "запретные плоды". А на фоне винегрета из осколков и огрызков на сцене зрители потом охотно фотографируются.

    На "расходниках" - а для "Smashed / Вдребезги" требуется 80 яблок и четыре сервиза - артисты стараются экономить. "Посуду покупаем в комиссионке, треснутую или со сколами, чтоб не жалко было бить", - заверили они хозяйственных воронежцев.

    - Однажды я заметил, что эфиопский артист нашего коллектива не ест яблоки, которыми мы хрустим в спектакле. Оказалось, у него на них аллергия. А он уже несколько шоу с нами отыграл к тому моменту и ни словом не обмолвился! - рассказал режиссер, актер и руководитель компании Gandini Juggling Шон Гандини. - Спектакль мы первоначально ставили не для гастролей, а для недельного выступления в Национальном театре в Лондоне. Сроки были сжатые, пришлось взять привычные предметы для жонглирования, обкатанные трюки с разбиванием чашек. Конечно, бывает, что в спектакле кто-то ошибается. Это часть нашей работы, она вписывается в общую канву. В первые полчаса действа, если кто-то что-то роняет, один из артистов издает специальный демонический смешок. Парень, которому это обычно поручено, перед выступлением в Воронеже сломал палец. Чтобы найти ему замену, мы устроили прослушивание. Самый колоритный смех оказался у Тедроса Гирмайе.

    К слову, этому темнокожему артисту досталось больше всего букетов от зрителей. Коллеги завидовали! В Воронеже публика удивила британцев тем, что норовила поаплодировать не только в конце шоу, но и в процессе, и даже до его начала.

    - А еще у вас чувствуется богатая литературная, читательская культура, - добавил Шон. - Даже студенты-волонтеры на Платоновском фестивале постоянно интересовались, знаем ли мы ту или иную книгу, или писателя, или поэта… Для своего возраста ребята удивительно начитанны! Эта поездка указала нам на серьезные пробелы в нашем образовании, дома возьмемся за книжки.

    Несмотря на ограничение 8+ (довольно условное), воронежцы привели на спектакль и совсем маленьких детей. Малышня хихикала над взрослыми шутками, а в конце Шон Гандини заметил в зале ребят, которые пробовали жонглировать тем, что под руку попало. "Послушайте, дети, не пытайтесь повторить это дома!" - воскликнул он, почувствовав, что и в нем на их месте уже проснулся бы "плохиш".

    - Наш спектакль построен на том, что в каждом взрослом сидит ребенок, которого так и подмывает что-нибудь сломать или разбить, - улыбнулся Гандини. - На первых показах этого шоу мы импровизировали кто как хочет, полный хаос был с битьем посуды. И когда у меня падали два белых чайника, это был сигнал - все, заканчиваем. Но мудрая Кати (Кати Илаукала, второй постановщик в компании Гандини. - "РГ") сообразила, что анархия опасна для здоровья, и выстроила нам финальную сцену. За 23 года мы вместе выпустили 26 спектаклей, сейчас в репертуаре три-четыре. В одном помимо жонглирования используется балет, в другом струнный квинтет играет, есть трибьют-шоу про Rolling Stones и "Клоуны и королевы", вокруг которых у нас в Великобритании копья ломают.

    Труппа работает в популярном в Европе жанре contemporary circus - это "новый цирк", который с арены перекочевал на сцену и обогатился за счет драматической игры. Воронежцы уже видели такие спектакли: у Жанти с марионетками, у Виктории Тьере-Чаплин - с фокусами и пантомимой, у Инбаль Пинто и Авшалома Поллака - на основе хореографии. Шон Гандини и его команда тоже отлично двигаются, поют и забавляются клоунадой, но главное в их работе - синхронное жонглирование.

    Этим искусством Шон "заболел", когда увидел выступление Сергея Игнатова - выдающегося советского артиста, который дважды становился лучшим жонглером мира.

    - Мне попалась запись его номера, сделанная в 1983 году на международном цирковом фестивале в Монте-Карло, - рассказал Шон, который сегодня входит в число самых востребованных жонглеров. - То было одно из самых красивых выступление, какие я видел в жизни! Потом мы с Кати брали уроки у Сергея. У него не так много "фишек", но все они выполняются на высочайшем уровне. Игнатов первым в мире научился жонглировать 11 кольцами, которые в конце падали по очереди ему на шею. Русская, а точнее советская школа жонглирования находилась на пике развития в 1950-е годы. Саму традицию русские переняли у итальянцев, а те - у японских жонглеров, которые в конце XIX века привезли в Европу трюки с балансированием.

    "Жонглеры Гандини" зарабатывают на творческие проекты, снимаясь в рекламе. Так, Кати Илаукала жонглировала компакт-дисками, однажды блинчиками (изображая образцовую домохозяйку). Шону доводилось работать с леденцами, рыбками и даже… поросенком.

    - Часто заказчику кажется, что он придумал классный предмет для жонглирования, и артисту приходится о-о-очень нелегко, - пояснил Гандини. - Как-то раз меня позвали на съемки фильма в Голливуде - вот где был стресс-то! Я предупредил, что в нашем деле случаются ошибки, продюсеры махнули рукой - не беспокойся, мол. Приезжаю - 400 человек массовки, оркестр балалаечников, и всем им пришлось кучу раз играть одну и ту же сцену, потому что впереди стоял я и жонглировал матрешками, а они падали и падали…

    Поделиться