10.06.2015 13:40
    Поделиться

    "Мир Юрского периода": здравствуй, раптор! Здравствуй, дорогой!

    С момента выхода "Парка Юрского периода" прошло уже более 20 лет. Он явился откровением, вехой в кинематографе и тому подобными заслуженными банальностями. Зрители выходили из кинотеатров с отяжелевшими челюстями в руках. Получилось ли добиться того же эффекта спустя 22 года? Короткий ответ: не совсем. Развернутый ответ - ниже.

    Фильм начинается с демонстрации коллекции фонда стереотипных персонажей. Родители снаряжают двух братьев в парк развлечений "Мир Юрского периода". Первый - Грей - типичный умный не по годам мальчишка с внешностью ребенка из рекламы "Киндер-сюрприза", чересчур увлеченный к тому же темой доисторических рептилий. Второй - Зак - типичный современный подросток: не выпускает из рук свой смартфон и увлечен разве что разглядыванием встречных сверстниц. При этом предстоящей поездке он почему-то совсем не рад, как будто его посылают в волшебную страну этнографических музеев, а не на остров с динозаврами.

    Тайну поведения старшего раскрывает Клэр, родная тетя вышеназванных братьев, заведующая парком. Она типичная женщина-карьеристка, замужем за работой, но в глубине души, конечно, авантюристка. Клэр рассказывает безликим инвесторам и нам заодно, что, дескать, динозавры уже никого не впечатляют. А мелькающие в кадре толпы восторженных туристов, видимо, притворяются из вежливости. Как бы то ни было, для пущего впечатления умами лучших ученых был создан так называемый Индоминус Рекс.

    Его собрали, как монстра Франкенштейна, из ДНК разных существ, и держат почти с рождения одного в бетонной клетке. Почти - потому что он съел своего клона-сородича. Также Индоминус постоянно и недвусмысленно демонстрирует недовольство положением пленника. Кроме того, исполинский гиперхищник чертовски умен, изобретателен, а его талантливые создатели-биологи как-то не потрудились изучить свое творение. Присматривает же за ним из-за стекла беспомощный упитанный охранник. Казалось бы, что может пойти не так?

    Ответственным за спасение мира назначен обаятельный и маскулинный бывший морпех Оуэн, помесь Индианы Джонса и третьего Запашного. Он занимает должность дрессировщика рапторов в злобной военной компании, которая мечтает отправить отряд хищных пресмыкающихся воевать на Ближний Восток. Избитый сюжет о гадких меркантильных милитаристах с открытой развязкой для сиквела замыкает хоровод штампов.

    Режиссер Колин Треворроу в одном из промо-видео пообещал вернуть зрителей в детство. И таки сдержал свое слово. "Никакого пудинга, пока не съешь мясо!" - слова из нетленки Роджера Уотерса впору писать на постерах. Прежде чем добраться до сладкого, мы вынуждены целый час давиться довольно пресным, хоть и красиво сервированным блюдом. Приходится наблюдать за Заком и Греем, которые нужны фильму только затем, чтобы показать красоты острова Нублар и разыграть непонятно зачем сюда вплетенную копеечную семейную драму. "Наши родители разводятся, а ты скоро уедешь в колледж", - пускает вдруг слезу младший. "Брат! Ты брат мой!" - успокаивает его старший. Семейная драма заканчивается. Начинается любовная линия, захватывающая не более, чем взаимоотношения аквариумных рыбок.

    Зато на десерт жаловаться не приходится. Треворроу из занудного взрослого превращается в волшебника в голубом вертолете, и делает все так, как надо. Рептилии в воде, воздухе и на земле пожирают посетителей и друг друга. Вооруженные солдаты насмерть сражаются с кошмарными тварями, то и дело красочно погибая. Атаман велоцирапторов возглавляет гонку по ночным джунглям. Просто праздник какой-то. Гвоздь программы - умопомрачительная финальная битва, где главный - по-настоящему главный - герой появляется во всей красе в нужный момент. Ради этого стоит потерпеть и проглотить невкусную затянутую первую половину.

    Удивительно, но те же приемы, что использовал в свое время Стивен Спилберг, отлично смотрятся и по сей день. Гигантская морда зверя, замирающая в сантиметре от прячущегося в ужасе человека исправно производит саспенс. И громогласно рычащий в пустоту исполин внушает тот же благоговейный трепет. Однако никуда не делись и минусы. В 1993-м казалось дозволительным просто раскрасить плоские картонные фигурки в разные цвета. Профессор Хэммонд - белый, Джефф Голдблюм - черный, археолог - синий, его подруга - розовая. Никто не заметил этого за стеной новаторских спецэффектов. Как и того факта, что воскрешенные ящеры жили в Меловом периоде.

    В 2015-м даже самая высокая и крепкая стена того и гляди сломается под натиском склеенного, как Индоминус Рекс, из стереотипов и клише чудовища. Джордж Миллер в "Безумном Максе" блестяще сумел исполнить кропотливую операцию по удалению всего лишнего, за исключением разудалого стильного экшна. У Колина Треворроу получился симпатичный, но странный гибрид, страдающий диссоциативным расстройством. Наполовину вялый и предсказуемый, наполовину - искрометный и увлекательный.

    3.5

    Поделиться