По словам художественного руководителя балета Юрия Трояна, выбор сделал импресарио Айдар Шайдуллин, отдав предпочтение классическим постановкам Валентина Елизарьева советских времен - "Кармен-сюита" 1974 года и "Болеро" 1984 года, гремевших когда-то на весь Советский Союз. А также современной хореографии Иржи Килиана "Шесть танцев" на музыку Моцарта, представленной на сцене белорусского театра в 2013 году. Это шесть шуточных коротких танцевальных историй о мужчинах и женщинах, которые обнажают свои отношения, символично представ перед публикой в исподнем.
- Надо отметить, у импресарио хороший вкус. Он выбрал и классические постановки, и современные. Мы привезли на фестиваль то, что еще не видел казанский зритель. В нашем театре идут все классические балеты, в афише около 40 спектаклей. Конечно, это слишком много, и довольно сложно содержать такой репертуар, но и расстаться с хорошими, но уже старыми спектаклями жалко, так как они до сих пор востребованы. Для казанских зрителей импресарио выбрал три одноактных балета, которые можно показать за один вечер. Мне лично очень нравится "Шесть танцев". Думаю, что это достойная точка в нашем вечере хореографии.
Театралы Казани шутят, что они владеют биноклями в четвертом-пятом поколении, то есть любовь к искусству им привита с рождения. Из года в год в театре можно встретить одних и тех же людей. Белорусские артисты говорят, что им это знакомо. Постоянная публика ходит на спектакли не только для того, чтобы просто наслаждаться прекрасной музыкой и красивой хореографией.
- Они ждут, что их будут удивлять, - говорит заместитель гендиректора по международной, гастрольной и маркетинговой деятельности белорусского театра Светлана Казюлина. - И мы понимаем, что каждый год должны показывать новые и даже новаторские спектакли, порой выходящие за рамки. Они могут не понравиться, но равнодушными не оставят. Последний наш спектакль "Шесть танцев" - современная, но уже признанная во всем мире постановка Иржи Килиана. Спектакль сделан с большим юмором. И в то же время для некоторых театров он неподъемен, потому что требуется определенная подготовка труппы. Зачастую те люди, которые занимаются классическим балетом, не всегда умеют работать в жанре современной хореографии. У нас, к счастью, все получилось. Артисты, задействованные в постановке, получают большое наслаждение от своей работы. И это, безусловно, чувствует зритель.
Собираясь в Казань, труппа переживала, как встретит их казанская публика, будут ли проданы билеты. Но по прибытии коллеги из Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля рассказали им, что билеты были раскуплены за полтора месяца до начала фестиваля. Как, впрочем, и всегда, когда весной начинается Нуриевский фестиваль или зимой - Шаляпинский.
В первый гастрольный тур в Казань белорусские артисты собирались на разведку. По словам Юрия Трояна, они много слышали о татарском театре и его труппе, рейтинг которой очень высок, и, наконец, сами убедились в том, что информация не преувеличена. Художественный руководитель балета белорусского театра очень надеется на то, что артисты еще вернутся в Казань, а татарская труппа приедет на гастроли в Минск. Жаль только, что первые гастроли были столь скоротечны. В городе артисты находились всего два дня. Утром они проснулись пораньше, чтобы успеть посмотреть Казань и, по традиции, поставить свечи в храме города, где они бывают на гастролях. И, конечно же, купить сувениры и лакомства национальной кухни. Несмотря на то что им постоянно приходится сидеть на диете, в поездках артисты иногда позволяют себе расслабиться.
- Ну как удержаться, если все так вкусно! - смеется Светлана Казюлина. - Мы попробовали чак-чак и купили его с собой, чтобы угостить родных. Еще нам очень понравился необычный пирог с рисом, творогом и изюмом (губадия - татарский праздничный пирог). За вечер ребята так выкладываются, что, поверьте мне на слово, татарские пироги нигде не отложатся!