Составлен рейтинг детских книг-новинок

Книги, которым посчастливилось перебраться в деревню, летом непременно находят своего читателя. Сидеть с "Томом Сойером" на качелях, валяться на пляже с "Гарри Поттером", бродить по заброшенной аллее с "Барышней-крестьянкой" или упиваться "Тимуром и его командой" на чердаке - об этом в городе и мечтать не приходится.

Мой папа за компьютером

Проводит целый год.

У мамы заряжаются

Айфон, айпад, айпод.

Сестра сидит с букридером -

Всё тихо, как во сне...

Пускай по скайпу бабушка

Расскажет сказку мне!

Михаил Яснов

А как замирает сердце, когда в июньских сумерках - не по скайпу, а рядышком! - бабушка читает тебе про Робинзона Крузо или капитана Немо.

Как уютно и славно становится на душе, когда мама читает тебе про Муми-тролля или про коротышек в Солнечном городе!

С какой важностью дедушка читает "Детство Никиты" - можно подумать, он провел детство не в пионерских лагерях, а в дворянской усадьбе.

Как смешно папа читает "Денискины рассказы" - прочитает абзац или два, а потом давится от смеха, как будто его щекочут травинкой. Если папу попросить почитать вслух "Пять похищенных монахов" Юрия Коваля, то после первой страницы папа от смеха просто упадет на пол, а потом скажет: "Не давайте мне больше читать таких смешных книжек, а то я умру!"

Кстати, можно устроить целое Ковалиное лето: забрать из городской квартиры все его книжки и читать их друг за дружкой, а потом играть в Недопеска Наполеона Третьего или в Васю Куролесова. Где еще играть в Васю, если не в деревне.

Можно устроить Драгунский июнь, Чуковский июль, Успенский август... Или объявить в какой-нибудь дождливый понедельник Кургузый день, и с утра до вечера читать рассказы Олега Кургузова. Его истории очень полезно читать папам, особенно когда папы нервничают.

А перед отъездом на дачу стоит заехать в книжный магазин и купить новых детских книжек. Не потому, что новые лучше старых, а потому что новые пахнут особенно.

Самая красивая

В. Осеева. Синие листья. Рассказы, стихи, сказки. Санкт-Петербург-Москва, "Речь", 2015.

Книгу со стихами и рассказами Валентины Осеевой интересно читать вместе с бабушкой или прабабушкой - они хорошо помнят и "Динку", и "Волшебное слово"...

"Синие листья" вышли с иллюстрациями Ольги Борисовны Богаевской - выдающейся русской художницы, чьи работы находятся в Русском музее и Третьяковской галерее. В ее рисунках нет ничего эффектного, но каждый будто создан от избытка счастья. Вот бабушка печет пирожки, вот дети бегут под дождем, вот семья сидит за столом и ходики тикают, вот малыш с мамой идут по деревенской улице... И везде - свет, солнце. Все промытое, как после дождя, - лица, облака, деревья...

Ольга Богаевская не считала свои рисунки шедеврами, но для нас они больше чем образцы искусства. Они - глоток детства.

В нынешнем году исполняется сто лет со дня рождения Ольги Борисовны Богаевской. В том же петербургском издательстве "Речь" вышла еще одна замечательная книга с ее иллюстрациями: "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви" Фраермана.

Самая таинственная

Юрий Коваль. Воробьиное озеро. Москва, Издательский Дом Мещерякова, 2015.

В книге - тридцать пять маленьких новелл о чем-то главном в жизни. И пусть вас не смущает, что названия у этих рассказов выглядят не такими уж главными: "Тузик", "Морошка", "Летний кот", "Старая яблоня", "Грач", "Висячий мостик", "Шень-шень-шень", "Пантелеевы лепешки".

Или вот совсем уж простецкое название: "Хрюкалка". Это зарисовка о вальдшнепе; за хриплый голос охотники зовут его иногда "хрюкалкой". Что же может быть важного в такой зарисовке? А важно у Юрия Коваля каждое слово - оно написано с такой деликатностью, с таким чувством уважения к тайнам бытия, что слегка светится. Вот заметьте: прочитаешь несколько страниц Коваля и ходишь потом весь день внутренне слегка освещенный.

Рисунки к "Воробьиному озеру" нарисовала график Галина Макавеева. Она хорошо знала Юрия. И так же, как он, художница любит лес, речку, таинственных ночных налимов и лошадей, которых надо подманивать так: шень-шень-шень...

Юрий Коваль однажды сказал: "Я думаю, что лучшими людьми, которых я встречал, были, конечно, художники".

Самая неожиданная

Елена Литвяк. Под небом Радонежа. Рассказы о Преподобном Сергии для детей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.

Эта книга родилась на моих глазах. Я помню ее маленькой рукописью - три-четыре листочка с еще робкими рассказами. Елена Литвяк писала их поначалу не для книги, а для своих детей - тогда их было двое, Аня и Макарий (а сейчас к ним прибавились Митя и Федя). Лене очень хотелось рассказать своим малышам о чудотворце и его удивительной жизни. И вот получилось не только познавательное повествование об игумене Радонежском, а книга радостная, увлекательная и свежая.

Автору, конечно, очень помогло то, что первые читатели у нее под боком. О самом почитаемом русском святом Елене Литвяк удалось написать так, что книга понятна и пятилетнему малышу. И что очень важно - в повести нет той приторности, в которой иной раз просто вязнешь, читая детям книжки о православных подвижниках.

Тексту сопутствуют такие же ясные и в то же время канонически точные иллюстрации художницы Екатерины Мацук. В издании много воздуха, узорочья буквиц, той гармонии и изящества, которые всегда отличали монастырские рукописные книги.

Самая пушистая

И.С. Соколов-Микитов. Лето в лесу. Санкт-Петербург-Москва, Издательский дом "Речь", 2015.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (ударение в фамилии на последний слог) хотя и странствовал в юности по морям, но в душе всегда был лесным человеком. Читаешь его рассказы о зайцах и филинах, ежах и медведях, лисятах и лосятах и чувствуешь, как хорошо автору среди них. Течение его прозы напоминает тихую лесную речку.

В старости у Ивана Сергеевича ослабло зрение, он не переносил яркий свет и сравнивал себя с барсуком. Юрию Ковалю сетовал: "Живу на барсучьих правах. Барсуки выходят из нор только ночью. У них слабые глаза, не переносят дневного света... Вот и занавешиваю окно. Так хочется в лес, на волю..."

Книгу "Лето в лесу" еще в 1956 году проиллюстрировал художник-анималист Георгий Евлампиевич Никольский, биолог по образованию. В Великую Отечественную он добровольцем ушел на фронт, скрыв от врачей свою болезнь сердца. А после Победы он вновь рисовал своих любимых пушистых и косолапых, много работал для "Мурзилки", где "довел свое мастерство до изумительной виртуозности".

Самая веселая

Юнна Мориц. Попрыгать-поиграть! Санкт-Петербург-Москва, Издательский дом "Речь", 2015.

На первой же странице этой книжки я встретил стихотворение, которое полюбил в ту пору, когда купил для маленьких дочек пластинку "Сто фантазий". Там были песни на стихи Юнны Мориц, их пели Татьяна и Сергей Никитины, а сами стихи удивительно читала Татьяна Жукова. "Стоит в лесу тесовый дом, // Дом гнома! // А в нем живет веселый гном, // Гном - дома!// Он кормит белок шишками, // За стол садится с мишками..."

В книжке "Попрыгать-поиграть!" все стихи с той давней пластинки в сопровождении иллюстраций Бориса Калаушина - звонких, праздничных и даже чуть-чуть нахальных, как оркестр уличных музыкантов. Все звенит, бежит, свистит и бьет в барабан!

Отец Бориса Матвеевича был создателем и первым директором Всероссийского музея Пушкина, но начальство считало, что яблоко далеко укатилось от яблони. Бориса прорабатывали как опасного авангардиста. Но вот прошло время, и оказалось, что яблоко никуда не укатилось, висит себе на родовой яблоне. Сегодня работы Бориса Калаушина - классика отечественной иллюстрации.

Самая застенчивая

Екатерина Серова. Наши цветы. Рисунки Наталии Басмановой. Санкт-Петербург, ДЕТГИЗ, 2015.

Автор лучшей в нашей детской литературе поэтической книги о полевых цветах родилась в Вологде, училась на физфаке Ленинградского университета, в 1941-м рыла окопы под Ленинградом. Когда "Наши цветы" вышли первым изданием, Екатерина Васильевна получила из интерната для слепых детей письмо: "Пришлите как можно больше экземпляров "Наших цветов", слепые дети впервые поняли прелесть простых луговых цветов и полюбили их".

На лугу расцвёл кипрей,

Вот Семья богатырей!

Крепки, статны и румяны

Встали братья-великаны.

Славный выбрали наряд -

Куртки пламенем горят.

Коротко

О книгах, мимо которых нельзя пройти

  • Сивка-Бурка. Русская народная сказка. Пересказ Константина Ушинского. Москва, "РИПОЛ классик", 2015.

Классические иллюстрации выдающегося мастера Бориса Диодорова, полные юмора и театральности.

  • Азбука Пушкиногорья в рисунках Игоря Шаймарданова. Предисловие Валентина Курбатова. Санкт-Петербург. Псков. Пушкинские горы. Издательство "Красный пароход", 2012.

Книжка эта, возможно, разошлась, но если вам она встретится, то возьмите ее непременно. Эта озорная книга поможет детям подружиться с Пушкиным, а вам - побыть с Александром Сергеевичем на дружеской ноге.

  • Виктор Драгунский. Двадцать лет под кроватью. Санкт-Петербург-Москва, Издательский дом "Речь", 2015.

Иллюстрации Виктора Чижикова, и этим все сказано. Драгунский и Чижиков - что еще нужно для счастья?

  • Анастасия Орлова. Речка, речка, где твой дом? Издательский дом "Детское время", Фонд "Дом детской книги", 2014.

Реки России в рисунках Игоря Олейникова и стихах молодой ярославской поэтессы Насти Орловой.