Можно ли уменьшить налог на прибыль за счет затрат на проезд

Можно ли уменьшить налог на прибыль за счет затрат на оплату пропусков автотранспорта? Признаются ли объектом обложения налогом на имущество организаций объекты, принятые на учет до 1 января 2015 года? На эти и другие вопросы читателям "РГБ" ответили Ирина Давидовская, заместитель директора Палаты налоговых консультантов (ПНК), и Александр Медведев, к.э.н., налоговый консультант I категории, член ПНК.

Вправе ли организация отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли затраты по оплате пропусков на проезд крупногабаритного и тяжеловесного автомобильного транспорта по дорогам местного значения в период весенней распутицы, стоимость которых установлена соответствующим нормативным правовым актом муниципального образования?

Ирина Давидовская: Несмотря на то что подобный вид затрат не упомянут в тексте статей 252-265 НК РФ, неправомерно трактовать данные платежи в соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ в качестве неуменьшающих налогооблагаемую прибыль, поскольку в этом пункте речь идет о штрафах и иных санкциях, перечисляемых в бюджет, или взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. Плата за сверхнормативный проезд - это не штраф. При соответствующей экономической оправданности проезда автомобильного транспорта по дорогам данные расходы можно учесть на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как "другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией". Ведь внесение указанных платежей является необходимым условием ведения хозяйственной деятельности - осуществления автомобильных перевозок. Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12 сентября 2005 г. по делу N А82-13174/2004-14, от 30 января 2006 г. по делу N А82-4114/2004-14, от 3 июля 2014 г. по делу N А29-6687/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 31 октября 2007 г. N Ф04-7601/2007(39901-А27-40), Ф04-7601/2007(36736-А27-40), ФАС Поволжского округа от 3 ноября 2005 г. N А12-5966/05-С36, ФАС Северо-Западного округа 9 октября 2006 г. N А26-3664/2006-216, ФАС Московского округа от 20 июня 2014 г. по делу N А40-110708/13). В постановлении АС Волго-Вятского округа от 11 марта 2015 г. по делу N А29-767/2014 констатируется:

- приняв во внимание, что общество вносило спорные платежи добровольно, в целях ведения своей непосредственной хозяйственной деятельности и выполнения договорных обязательств, суды пришли к правомерному выводу о том, что плата, в счет возмещения вреда, причиняемого транспортным средством, не является штрафной санкцией, а носит компенсационный характер;

- с учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что данная плата должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

- С 1 января 2015 года не признается объектом обложения налогом на имущество организаций движимое имущество I и II амортизационных групп. Распространяется эта норма в отношении имущества, принятого на учет организации до 1 января 2015 года?

- Согласно подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами обложения налогом на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Указанное изменение внесено Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ и применяется с 1 января 2015 года. Переходных положений, определяющих "судьбу" основных средств, принятых к учету до указанной даты, Закон N 366-ФЗ не содержит. Поэтому можно предположить две трактовки указанного изменения:

- освобождение применяется в отношении объектов основных средств, принятых к учету с 1 января 2015 года;

- освобождение применяется в отношении объектов основных средств вне зависимости от даты их принятия на учет.

Напомним, что в первую и вторую амортизационную группы включены объекты основных средств со сроком полезного использования от одного до трех лет включительно. Поэтому в вопросе речь идет об объектах основных средств, включенных в первую и вторую амортизационную и принятых к бухгалтерскому учету после 1 января 2012 года.

До 1 января 2015 года в соответствии с подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) объектом налогообложения налогом на имущество не являлось движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Таким образом, подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ в редакции до 01.01.2015 и после указанной даты освобождает от налогообложения объекты основных средств, включенные в первую и вторую амортизационные группы и принятые к учету с 1 января 2013 года.

Минфин России занял лояльную позицию в отношении объектов основных средств, принятых к учету после 1 января 2012 года. Так, в письме Минфина России от 27.03.2015 N 03-05-04-01/17031 указано, что "основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией, не признаются объектом налогообложения с 1 января 2015 года вне зависимости от даты их постановки на учет в качестве основных средств (передачи (приобретения) данного имущества от лиц, признаваемых взаимозависимыми), в том числе принятые на учет в качестве объектов основных средств в 2012-2015 годах". Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина России от 06.05.2015 N 03-05-05-01/26090. Таким образом, вне зависимости от даты принятия к учету объектов основных средств, включенных в первую и вторую амортизационные группы, они освобождены от обложения налогом на имущество организаций.

С 1 января 2015 года отменено требование о восстановлении НДС при реализации товаров на экспорт. Означает ли это, что с указанной даты НДС не восстанавливается вне зависимости от момента налогового вычета налога по приобретенным товарам, работам, услугам?

Ирина Давидовская: Действительно, с 1 января 2015 года отменен подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, содержащий требование о восстановлении НДС при дальнейшем использовании товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, в том числе при реализации товаров на экспорт. Указанная норма была сложна в применении и вызывала у налогоплательщиков много вопросов, особенно в части восстановления НДС по основным средствам. Из буквального прочтения нормы следовало, что при каждой экспортной операции реализации налогоплательщик должен был восстанавливать всю сумму НДС по использованным основным средствам независимо от их остаточной стоимости и объема экспорта, а в последующем принимать ее к вычету. И этот подход был подтвержден в Решении ВАС РФ от 26.02.2013 N 16593/12.

Но и с исключением подп. 5. п. 3 ст. 170 НК РФ без восстановления НДС по товарам, работам, услугам, использованным для производства и реализации товаров на экспорт в ряде случаев не обойтись.

Дело в том, что Налоговым кодексом предусмотрен специальный порядок для вычета НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых по предусмотренной п. 1 ст. 164 НК РФ ставке 0%, в том числе при реализации товаров на экспорт. Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ вычет налога производится на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.

Хорошо, если налогоплательщик может четко определить перечень и количество (объем) товаров, предназначенных для изготовления экспортной продукции, и предъявить НДС к вычету на момент определения налоговой базы - на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (п. 9 ст. 167 НК РФ). Но зачастую это сделать невозможно или изменяется назначение использования товаров, работ, услуг, в частности, товары (работы, услуги), приобретенные для операций, облагаемых по ставкам 10 или 18%, используются для операций, облагаемых по "нулевой" ставке. В таких ситуациях суммы НДС, ранее принятые к вычету, необходимо восстановить. Такое разъяснение содержится в письмах Минфина России от 27.02.2015 N 03-07-08/10143, от 13.02.2015 N 03-07-08/6693.

Восстановленную сумму налога налогоплательщик вправе принять к вычету на момент определения налоговой базы, установленной ст. 167 НК РФ. Хотя до введения подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ (до 1 октября 2011 года) спорным вопросом было определение периода восстановления НДС. Не исключено, что и сейчас эти споры могут возникнуть вновь. Не стоит забывать, что п. 10 ст. 165 НК РФ установлена обязанность установления в учетной политике для целей налогообложения порядка определения НДС, относящегося к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%. Поэтому целесообразно в учетной политике предусмотреть не только алгоритм восстановления НДС, но и период такого восстановления, ориентируясь на судебную практику прошлых лет.