В российской налоговой системе сегодня отчетливо просматриваются две основные тенденции. С одной стороны, Федеральная налоговая служба и другие ведомства ведут активную работу по совершенствованию и оптимизации системы налогового администрирования. В феврале прошлого года была утверждена дорожная карта "Совершенствование налогового администрирования", мероприятия которой направлены на поэтапное снижение к 2018 году количества часов на подготовку и сдачу налоговой отчетности. Так, если в 2014 году компания в среднем тратила на подготовку и подачу налоговой отчетности 170 часов, то в 2015 году, согласно дорожной карте, этот показатель должен составить уже 160 часов. Удается ежегодно повышать позиции России в рейтинге Doing Business, что должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.
С другой стороны, мы видим, что совокупный уровень налоговой нагрузки увеличивается. Сюда относится рост имущественных и водного налогов, введение торгового сбора, реализация "налогового маневра" в нефтяной отрасли.
Минфин оценивает уровень совокупной финансовой нагрузки на российский бизнес как 36% ВВП. В проекте "Основных направлений" уровень налоговой нагрузки России сравнивается с уровнем нагрузки по странам ОЭСР. Учитывая, что экономика России до сих пор имеет сырьевую направленность, уровень налоговой нагрузки целесообразно сравнивать со схожими экономиками (Канада, США, Норвегия и др.). Кроме того, если взять страны ЕврАзЭС и БРИКС, то в них, согласно данным Счетной палаты РФ, уровень налоговой нагрузки ниже, чем в РФ, на 17 и 22% соответственно. В Китае, который на ближайшие годы будет нашим стратегическим партнером, по разным оценкам, уровень налоговой нагрузки составляет 24-26%. У нашего ближайшего соседа Казахстана налоговая нагрузка также значительно ниже, а тариф страховых взносов составляет 11%.
В России существует достаточно большое количество так называемых "неналоговых платежей", установленных отраслевым законодательством, которые никаким образом не учитываются при подсчете налоговой нагрузки. Для бизнеса их совокупный объем, по данным минэкономразвития, составляет 3% ВВП.
ТПП РФ принимала активное участие в рабочей группе минэкономразвития по проработке вопроса установления на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей предпринимателей. 1 июня у председателя правительства Дмитрия Медведева состоялось совещание, по итогам которого принято решение ввести до 1 января 2019 года мораторий на 9 неналоговых платежей (минэкономразвития и ТПП РФ предлагали "к заморозке" 20 видов платежей).
К сожалению, пока не удалось принять решение по отмене торгового сбора. Однако поддержаны предложения бизнеса по мораторию на введение обязательных требований для перевозчиков по обеспечению транспортной безопасности, по созданию резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. По экологическому сбору до 2019 года планируется сохранить нулевую ставку.
Впрочем, "Основные направления" не лишены позитивных инициатив. Так, планируется увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения (это позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации). Также обозначено повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль только по итогам квартала. В проекте документа отражено предложение палаты предоставить право на заявительный порядок возмещения НДС плательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма налогов за 3 года не менее 10 млрд руб.
Но документ не лишен и определенных недостатков: не представлены меры по налоговому стимулированию импортозамещения, пресловутая поддержка наукоемкого и инновационного сектора также осталась без должного внимания. "Направления" не дают ответа на вопрос, каким образом Россия будет конкурировать за налоговую базу со странами СНГ, не предложено решений по усилению полномочий регионов в налоговом регулировании малого и среднего бизнеса (по данным Счетной палаты РФ, выдано чуть более 122 тыс. патентов при том, что общая численность ИП перевалила за 3 млн).
У ТПП РФ есть целый набор предложений для включения в проект основных направлений. Так, действующие нормы налогового законодательства ограничивают возможность реализации инвестпроектов в случае, если часть производства выходит за пределы территории регионального инвестпроекта (РИП). Если, например, добыча происходит в одном регионе, а последующая переработка производится еще в нескольких регионах, такие организации не могут получить соответствующую льготу. Предлагается предусмотреть возможность осуществления переработки сырья за пределами территории РИП. Кроме того, действие норм о РИП распространяется исключительно на новые производства, но не затрагивают существующие, на которых проводится модернизация или расширение производственных мощностей. При этом суммы капитальных вложений в расширение и модернизацию производства соответствуют требованиям о РИП (более 500 млрд руб.). Это ставит субъекты предпринимательства в неравное положение. Нужно распространить действие норм о РИП на действующее производство (расширение или модернизация мощностей).
Целесообразно исключить из НК РФ положение о предельной величине расходов на создание резервов по сомнительным долгам (не более 10% от выручки). В связи с прогнозируемым ростом неплатежей предлагаем отказаться от нормирования расходов на создание резервов по сомнительным долгам. Это позволит избежать ситуаций по уплате налога на прибыль с необеспеченной денежными средствами выручки.
Следует полностью освободить налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, от уплаты налога на имущество организаций в том случае, если они используют недвижимое имущество для осуществления основного вида деятельности, кроме сдачи в аренду. Предлагаем распространить на индивидуальных предпринимателей порядок, согласно которому организации, созданные в декабре (с 01.12 по 31.12), не обязаны отчитываться за него (этот период присоединяется к следующему году).
Предлагаем предоставить возможность предприятиям оборонного комплекса, выполняющим оборонный заказ, в отношении которых налоговым органам вынесено решение о приостановлении операций по счетам, открывать счета в банках для расчетов с контрагентами и внести соответствующие изменения в статью 76 НК РФ.
Наконец, консервация/реконструкция объектов основных средств не позволяет использовать имущество в производственной деятельности и получать доход. Этот фактор реализован через отказ в начислении амортизации по ним. Кроме того, ряд объектов, находящихся на консервации, предполагаются к ликвидации. Тем не менее, существующие процедуры ликвидации основных средств зачастую не могут быть завершены в короткие сроки, что приводит к уплате налога на имущество с неиспользуемых в производстве объектов, что является экономически необоснованным и приводит к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.