18.06.2015 23:23
    Поделиться

    Кирилл Разлогов: Сильный состав жюри - это приятно и опасно

    Накануне открытия Московского международного кинофестиваля программный директор ММКФ Кирилл Разлогов встретился с корреспондентом "РГ"

    Чем нынешний Московский кинофестиваль будет принципиально отличаться от предыдущих?

    Кирилл Разлогов: Я всегда на этот вопрос отвечал одинаково: будет все то же, только фильмы новые. Но если я отвечу так в этом году, то покривлю душой - изменений хватает. Часть из них связана с тем, что у ММКФ сокращен бюджет - в долларовом выражении он стал меньше на 40 процентов. Усложнение международной обстановки также сказывается на фестивале. Мы были вынуждены отказаться от нескольких картин, которые планировали показать в рамках конкурса, из-за того, что к нам не смогли приехать их режиссеры. Это неожиданно: раньше отказы присутствовать в Москве были единичными. Да, уже на прошлогоднем фестивале Никита Михалков жаловался, что не смог пригласить в Россию всех кого хотел. Но тогда было понятно, что эти случаи связаны со звездами высочайшего уровня. Теперь мы испытываем проблемы и с менее известными кинематографистами. При этом никто из них не говорит, что отказывается прилетать по политическим причинам. "У меня начались съемки, у меня заболела жена". Но когда болеют жены одновременно у режиссеров француза, итальянца и американца, начинаешь понимать, что это не совпадение.

    Финансовые трудности ММКФ как-то сказались на основном конкурсе?

    Кирилл Разлогов: Да, в конкурсе число картин сократилось до 11 вместо обычных 16-18, что очень осложнило работу. Конкурс, к сожалению, в этом году перестал представлять основные тенденции мирового кино - он стал преимущественно европейским. Мы уменьшили количество картин, которые будут показаны в рамках ММКФ - в этом году их будет 160 вместо обычных 220-230.

    При этом жюри в этом году удалось собрать внушительное - тут и Жаклин Биссет, и Жан-Жак Анно...

    Кирилл Разлогов: Такой состав нам удалось собрать только благодаря личным связям. Тот факт, что состав жюри очень сильный, - это очень приятно, но и опасно. Потому что чем более известные люди сидят в жюри, тем более жестко они высказывают нам свои претензии относительно качества фильмов.

    Когда исчезает секс, рассказывать про еду, культуру и смерть становится бессмысленно

    По части претензий - ММКФ и без того традиционно один из самых ругаемых фестивалей. В этом году количество критики относительно качества конкурсной программы, по вашему мнению, вновь будет велико?

    Кирилл Разлогов: Конкурс ругать будут в большинстве случаев. Такова психология людей - когда фестивалем руководит человек с репутацией Михалкова, многие норовят показать свое отношение не к фильмам, а к его персоне. У меня на этот счет есть любимая история. 2003-й год, Московский кинофестиваль. Состав жюри пестрит большими именами: Сергей Бодров, Кен Рассел, Агнешка Холланд. И вот в середине фестиваля эти люди вызывают членов отборочной комиссии и делают нам выволочку за неважное качество конкурсных фильмов. Все оставшееся время мы жили в уверенности, что собрали самый слабый конкурс за долгие годы. Недавно я решил посмотреть, какие картины вызвали негодование жюри. Выяснились удивительные вещи. Там был показан дебютный фильм будущего лауреата "Оскара" Асгара Фархади. Там состоялась премьера "Коктебеля" Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. Там были картины, номинированные на "Оскар". Короче, тот конкурс был не просто хорошим, а лучшим едва ли не за десятилетие. Но я допустил ошибку, за которую жестоко расплачивался. Я составил расписание таким образом, что все по-человечески тяжелые фильмы члены жюри смотрели в первые дни. И у них не выдержали нервы. Поэтому теперь я всегда составляю программу таким образом, чтобы жюри где-то могло отдохнуть - они смотрят три фильма в день. Нельзя, чтобы один был мрачнее другого.

    ММКФ традиционно первым показывал российской публике хиты Каннского кинофестиваля. Но в этом году ни один из призеров Канн до Москвы не доехал. Почему?

    Кирилл Разлогов: Это не столько наши трудности, сколько проблемы наших партнеров и прокатчиков - западные компании не дают нам фильмы, если они уже приобретены для проката в России, но еще не оплачены.. Раньше нам удавалось договориться, в этом году навстречу нам не пошли. До последнего мы надеялись на то, что на ММКФ удастся показать "Любовь" Гаспара Ноэ - самую скандальную картину Каннского кинофестиваля. Я хотел включить ее в свою программу "Секс. Еда. Культура. Смерть", но из-за неопределенности с "Любовью" пришлось отказаться от всей программы. Когда исчезает секс, рассказывать про еду, культуру и смерть становится бессмысленно.

    Многие годы ведется дискуссия относительно места ММКФ в ряду других фестивалей. Вы по-прежнему настаиваете на том, что он по своему престижу не хуже фестивалей вроде Локарно?

    Кирилл Разлогов: Изменений за год здесь не произошло - мы по-прежнему в ряду таких фестивалей, как Локарно, Сан-Себастьян и Карловы Вары. Экономические трудности усложняют поднятие престижа, однако в данном случае ММКФ не одинок - все перечисленные фестивали также испытывают проблемы. Вообще, престиж - вещь мобильная. Все ориентируются на "большую тройку" фестивалей - Канн, Венецию и Берлин. Но Берлин в последние годы сдает позиции, и занять его место было бы неплохо. Однако пока это невозможно - в том числе и из-за политической обстановки.

    Поделиться