22.06.2015 00:40
    Поделиться

    Строительство нефтепровода Заполярье-Пурпе: особенности технологии

    Продолжается строительство самого северного в России нефтепровода Заполярье-Пурпе. Магистраль даст импульс развитию новых перспективных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края.

    Нефтепровод Заполярье-Пурпе - составная часть транспортной системы Заполярье-Пурпе-Самотлор. Магистраль от нефтеперекачивающей станции (НПС) "Пурпе" до НПС "Самотлор" введена в эксплуатацию в 2011 году. По ней углеводороды Ванкорского месторождения начали поступать в трубопроводную систему Восточная Сибирь - Тихий океан (ТС ВСТО), вливаясь в экспортный поток, направленный на Восток. Магистраль Заполярье-Пурпе протяженностью 485 км - следующий этап строительства системы.

    Это самый северный нефтепровод компании "Транснефть". Температура воздуха в тех краях колеблется от -56 ºС зимой до +34 ºС летом, а скорость ветра нередко превышает 40 м/сек. При этом северную нефть отличает высокая вязкость, и, чтобы избежать ее застывания при транспортировке, необходимо поддерживать определенную температуру. Для этого предусмотрено сооружение пунктов подогрева нефти на НПС и на трассе магистрального нефтепровода.

    Самый удобный для прокладки магистрали сезон - зима, когда водоемы севера скованы толстым слоем льда

    Над вечной мерзлотой

    Самая главная сложность проекта определяется тем, что труба проходит по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике "Транснефти" проложена не традиционным подземным способом, а над землей - на специальных опорах. Таким образом исключается воздействие тепла от трубы на вечномерзлые грунты. Впрочем, и подземный способ прокладки в этих специфических условиях тоже не вполне традиционен. Чтобы сохранить температурные свойства нефти и при этом не допустить растепления грунта, применены трубы с дополнительным теплоизолирующим слоем, наносимым в заводских условиях.

    На этапе предпроектной подготовки специалисты "Транснефти" внимательно изучили как отечественный, так и зарубежный опыт подобного строительства, в частности опыт сооружения и последующей эксплуатации Трансаляскинского нефтепровода в США, также проложенного надземным способом. За годы работы эта магистраль столкнулась с достаточным числом проблем, не избежав в том числе таких серьезных инцидентов, как разрушение опор. Поэтому "Транснефть" решила сделать ставку на надежность основных технических решений проекта "Заполярье-Пурпе".

    В ходе его разработки компания провела ряд тестовых камеральных и натурных испытаний различных типов конструкций опор и технологии их сооружения. Это позволило в итоге принять оптимальные технические решения с использованием нескольких типов опор: неподвижных, фиксирующих углы поворота трубопровода, свободно-подвижных и продольно-подвижных, обеспечивающих работу компенсаторов.

    Для предотвращения процессов растепления грунтов в ходе эксплуатации как линейной части нефтепровода, так и сооружений нефтеперекачивающих станций установлены термостабилизаторы - специальные устройства, заправленные хладагентом. Они промораживают грунт, поддерживая в нем отрицательную температуру. Всего на проекте "Заполярье-Пурпе" "Транснефть" опробовала множество технологических новинок, получила 16 патентов РФ.

    Самый северный участок системы возводится с юга на север: от НПС "Пурпе" - к нулевому километру, где уже за полярным кругом будет действовать головная нефтеперекачивающая станция (ГНПС) N 1 "Заполярье". Все этапы строительства, все виды работ тщательно спланированы с учетом особенностей северной погоды и природы.

    Дело в том, что самый удобный для прокладки магистрали сезон - зима, когда многочисленные болота и водоемы Севера скованы толстым слоем льда. В это время проще доставлять по трассе необходимую технику - сварочные комплексы, трубоукладчики, экскаваторы. Именно поэтому основные виды работ - сварка нефтепровода, погружение свай, установка опор, укладка трубы - тоже приходятся на зиму.

    Весной темпы работ снижаются, поскольку в конце мая - начале июня местность, по которой проходит трасса Заполярье-Пурпе, едва ли не вся становится водной гладью. Но это вовсе не значит, что в теплый сезон стройка стоит, - там, где это возможно, работы продолжаются. Также летом проводятся гидроиспытания уже готовых участков нефтепровода, идет завоз техники, оборудования и материалов по действующим водным путям.

    До нулевого километра

    Строительство участков первой и второй очереди было завершено в 2013 и 2014 годах. Прошедшей зимой, которая в этих широтах завершается в мае, главные силы были сосредоточены на строительстве линейной части (то есть самой трубы) третьей очереди строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС N 1 "Заполярье" до НПС N 2. Туда были стянуты сварочные колонны, буровые установки, трубоукладчики и значительная часть строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки Таз, идет над землей.

    С декабря прошлого года по апрель нынешнего строители уложили на опоры свыше 125 км нефтепровода. Таким образом, сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена в полном объеме, предусмотренном проектом. А в июле, после того как пройдет весенний паводок, начнутся гидравлические испытания нефтепровода и его внутритрубная диагностика. С помощью специальных приборов - профилемеров и комбинированных дефектоскопов, разработанных и изготовленных специалистами "Транснефть - Диаскан", - нефтепроводчики получат полную информацию о состоянии трубы.

    На ГНПС N 1 "Заполярье" завершился монтаж всех восьми резервуаров для хранения нефти - объемом 20 тыс. куб. м каждый. Летом они пройдут гидравлические испытания. Все резервуары стоят на сваях. На сваях и все остальные объекты станции.

    В разгар строительства на станции жили и работали до 1500 человек. Для Заполярья это много. Если бы эту стройплощадку отнесли к разряду населенных пунктов, она бы заняла в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа четвертое место по числу жителей. На отсутствие работы никто не жаловался.

    Строительство ГНПС N 1 "Заполярье" идет в условиях абсолютно автономного существования. Расстояние от стройплощадки до ближайшего населенного пункта - поселка Тазовский - составляет 130 км, до железнодорожной станции в Коротчаево, где производится разгрузка поступающих для строительства материалов и оборудования, - 350 км. При этом завоз материалов на площадку возможен исключительно зимой, когда открывается автозимник и начинает работу ледовая переправа через реку Таз - с декабря по апрель. Так что, пока стояли холода, ежедневно по трассе двигались сотни грузовиков.

    Не наступи на ягель

    Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы. На участке второй очереди скоро завершат строительство вдольтрассовой воздушной линии электропередачи на 10 кВ, монтаж магистральной волоконно-оптической линии связи. В этом году летом планируется подать напряжение на объекты линейной части и провести пусконаладочные работы объектов связи, узлов запорной арматуры и узлов пропуска средств очистки и диагностики.

    На строительстве южных участков северная специфика тоже давала о себе знать. Первая очередь - это 134 км нефтепровода, из которых примерно половина идет под землей, а другая половина - над ней. Сначала прошли лесотундру, затем началась тундра, и основные работы пришлось вести в самые суровые морозы. Дело в том, что летом там даже ездить запрещено. Ведь главное природное богатство Севера - ягель: если его потоптать, восстановится он только через 60 лет. Так что пик работ на первой очереди пришелся на январь - март 2013 года, когда здесь за сутки сваривали по 2 км трубы в тепловой изоляции, забивали до 120 свай, монтировали до 55 опор.

    Все основные здания и сооружения на НПС № 2 "Ямал" уже построены. Проложено более 80% инженерных сетей и технологических трубопроводов, смонтированы магистральные насосные агрегаты, электросиловое оборудование. Сейчас идет внутренняя отделка помещений. До конца года планируется завершить основной комплекс строительно-монтажных работ, ввести в эксплуатацию внешние сети газоснабжения и котельные установки.

    Труба под Тазом

    Одним из самых сложных этапов строительства стал подводный переход через крупную судоходную реку Таз. Под ее руслом проложили трубу длиной чуть более 1 км, но полная протяженность перехода, измеряемая расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. Дело в том, что в пойме Таза находится много стариц, озер и мелких речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много километров. На всем этом участке труба идет под землей, причем для надежности проложены две нитки нефтепровода - основная и резервная.

    Переход непосредственно через русло Таза выполнили современным методом наклонно-направленного бурения: пробурили под дном реки своего рода тоннель, а затем протащили через него трубу. Это трудоемкий, но самый надежный метод, особенно с природоохранной точки зрения. В пойме Таза нерестится знаменитый северный муксун, и ставить под угрозу его существование - экологическое преступление.

    Строить подводные переходы в подобных климатических условиях и на таких сложных грунтах "Транснефти" раньше не приходилось, поэтому готовиться начали задолго до строительных работ. Зато потом все прошло без единой заминки. Чтобы работа не останавливалась даже в сильные морозы, установки поместили в легковозводимые ангары, внутри которых поддерживалась положительная температура. Всего надо было пробурить три скважины: для основной нитки, резервной, а также для кабеля связи. Диаметр основной скважины - 1600 мм, так что пришлось пройти буром поперек реки восемь раз по 200 мм каждый.

    Особое внимание при реализации проекта уделялось экологической безопасности. Ведь трасса магистрали прошла по местам, где исторически на протяжении столетий полноправными хозяевами бескрайних северных земель были, да и сейчас остаются, коренные малочисленные народы. Их основная хозяйственная деятельность - это животноводство, в том числе разведение оленей, рыболовство, охота на пушного зверя, сбор ягод и лекарственных трав. Для сохранения уклада их жизни необходимо было сохранить существующую флору и фауну в первозданном виде.

    Поэтому еще до начала строительства "Транснефть" наладила тесное взаимодействие с представителями коренных народов и региональными органами исполнительной власти. Компания и ее дочерние общества тщательно изучили особенности местной почвы, флоры, фауны, путей миграции оленей, маршрутов и сроков движения рыбы на нерест. По требованию коренного населения на участках путей миграции диких и одомашненных оленей, пересекающих нефтепровод Заполярье-Пурпе, предусмотрены оленьи переходы.

    Так что моральный принцип "не навреди", известный из врачебной клятвы Гиппократа, стал одним из главных и для нефтепроводчиков.

    справка

    Цель реализации проекта "Заполярье-Пурпе" - обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений в районах Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, Уренгойской группы месторождений "Газпрома", Сузунского, Тагульского, Русского, Русско-Реченского месторождений НК "Роснефть", Мессояхского и Восточно-Мессояхского месторождений ("Роснефть", "Газпром нефть"), Пякяхинского месторождения ("Лукойл")

    кстати

    В конце мая авторский коллектив компании "Транснефть" получил премию правительства РФ в области науки и техники за 2014 год за "разработку нового поколения строительных технологий и конструкций, их промышленное производство и внедрение на объектах магистрального трубопроводного транспорта в сложных геоклиматических условиях России". Речь идет о методике и технологии оптимизации строительства комбинированием надземного и подземного способов прокладки трубы. В работе успешно решены сложные научные задачи. На основе созданных математических моделей и методик, результатов проведенных многовариантных расчетов разработаны комплексные инновационные проектные и технические решения по полному циклу создания, испытания и внедрения новых строительных технологий и конструкций. Результаты разработки успешно внедрены в реальное производство на объектах трубопроводной системы Заполярье-Пурпе-Самотлор

    Поделиться