Фильм режиссера Бранко Шмидта "Обделенные": вишневый сад любви
4.0
Славко и его жена Ката начинают потихоньку обживаться, Ката из-за больных ног редко выходит из дома и занимается преимущественно приготовлением еды, Славко все время занимается хозяйственными вопросами, приводит в порядок участок, вырубает старый сливовый сад и покупает новые саженцы. Но этот насыщенный символами жест не получает своего должного воплощения в действительности - на робкую просьбу Каты посадить хоть одно вишневое дерево Славко отвечает резким отказом.
Супружеская пара ведет параллельную жизнь - немногословный властный Славко полон решимости как можно быстрее стереть из памяти образ разрушенного семейного гнезда, Ката относится к его бурной деятельности несколько скептически, что не только ранит его, но и доказывает ему бесплодность этой затеи. Славко постоянно придирается к жене по мелочам - к тому, как сварен кофе, ко вкусу домашнего хлеба, в который Ката забыла добавить соль - его ярость доводит внутренне сломленную беспомощную Кату до слез. До поры до времени для Славко гнев является последним прибежищем, позволяющим найти достойный, с его точки зрения, мужчины выход страху перед неизбежностью осознания и принятия страшной правды жизни: у его жены начинает прогрессировать старческое слабоумие.
Ремонтируя крышу коровника, Славко падает с приставной лестницы и ломает руку. Понимая невозможность продолжать ремонт своими силами, он приводит двух строителей-боснийцев, Исмета и Вахида. Ката путает их имена, то и дело вспоминает, что они с мужем сами родом из Боснии, просит прощения, чем ставит их в неловкое положение. Они понимают ее чувства по возвращении на родную землю, но не считают нужным говорить на эту тему. Пока между ними пролегает драгоценное молчание, эта связь жива, играет для каждого своими красками и воспоминаниями из прошлого, которое не вернуть. Видя забывчивость Каты, они сдерживают проявления раздражения Славко. На прощание один из них даже мастерит Кате скамейку для дойки. Славко покупает корову, но в первый же день Ката забывает принести из коровника ведро с молоком, которое к ее приходу корова предсказуемо опрокидывает. Видя все это, Славко, стиснув зубы, уводит корову. Ката плачет, как малое дитя, у которого отобрали любимую игрушку.
Со временем Кате становится все хуже. Но именно в эти дни она, теряя память и часть своей личности, по-новому начинает относиться к Славко - с детской доверчивостью, умилением и благодарностью. И это растапливает сердце мужа, заставляет его забыть о грузе наслоившихся за много лет взаимных упреков и обид. И, может быть, в первый раз в жизни позволяет ему просто жить, замедлив время, раскрываясь душевно, ценя каждый день в обществе самого близкого человека, любить искренне и беззаветно, не заботясь о том, насколько его поведение соответствует собственным прежним идеалам мужского поведения.
Проходит ровно год с начала повествования. Морозной ночью Ката выходит на улицу, где, спустя некоторое время, ее находит внезапно проснувшийся Славко. Он приводит ее домой, в горячечном бреду Ката поет боснийскую свадебную песню Zapjevala sojka ptica, в которой сливается воедино и грусть об ушедшем, и тревога о неизвестности будущего, и единение с традициями той земли, что их породила. Этой лебединой песне вторит Славко. И вот, посреди зимы Славко сажает в промерзлую землю вишневое дерево.
Бранко Шмидт, отвечая на вопросы зрителей, подчеркнул, что рассказанное им - прежде всего история о любви. Здесь осмысление трагических событий, сопутствовавших распаду Югославии, что уже много лет является основной темой фильмов, снятых на Балканах (фильм "Анклав" Горана Радовановича, также показанный в рамках ММКФ - не исключение) отходит на второй план. Но зрителю все равно становится очевидно невысказанное - невозможно войти дважды в одну воду, немыслимо жить, а не существовать, будучи устремленным исключительно в прекрасное прошлое. Как большинству из нас, увы, не представляется возможным проживать каждый день как единственный и последний, полностью осознавая его неповторимость. Ценить то, что имеем. И это полностью справедливо как в сугубо человеческом, так и в духовно-историческом плане.