Болгарские фильмы на ММКФ: отцы и дети сорок лет спустя

Столетний юбилей болгарского кинематографа стал событием, удостоившимся специальной программы в рамках 37-ого ММКФ. Особенно знаковым стал показ киноленты 1977 года "Бассейн" режиссера Бинки Желязковой, удачно совпавший с участием в конкурсной программе фестиваля нового фильма болгарского режиссера Ивайло Христова "Лузеры".

4.0

В обоих фильмах речь идет о проблеме взаимоотношений отцов и детей, о непростом пути постижения законов жизни подрастающим поколением. Символично, что мы становимся свидетелями духовных поисков представителей разных поколений двух разных обществ - болгарского социалистического и болгарского постсоциалистического ("демократическим" назвать его язык не поворачивается), объединенных общим языком и историей, разделенных, увы, не только идеологией, но, как оказывается, и культурой. Культура выступает не только в качестве концентрированного выражения процессов, которые волнуют общество, но и помогает сформулировать собирательный образ определенных идеалов, находящих в обществе живой отклик.

Важнейшим компонентом обоих фильмов является окружающая героев обстановка. В фильме Бинки Железняковой герои органично вписаны в окружающее их пространство, которое дополняет их, и молодое поколение - при всем его мощном внутреннем протесте - не противопоставляет себя тому, что вокруг. А вот при погружении в городской ландшафт современной Болгарии, где разворачивается действие "Лузеров", берет оторопь. Причем не от бедности и обветшалости как таковой, вовсе нет. Создается стойкое ощущение, что на территорию, сформированной представителями одной цивилизации, пришли другие племена и народы, кто-то вроде готов Алариха, расположившихся у стен Колизея.

Становится не по себе от мысли, что в случае с Болгарией народ и страна, в общем-то, те же. Более того, нынешние подростки являются детьми тех, кто еще жил в мире героев "Бассейна". Но культурной преемственности нет никакой, даже места регулярного посещения - такие как школа или общий двор - словно бы остались в прошлом, не меняясь. И новое поколение не хочет давать вторую жизнь той среде, в которой они растут, не ассоциируя себя с развалинами прошлого. Они его терпят постольку, поскольку шансов на какие-либо перемены нет. И хотят скинуть это прошлое в любую минуту, готовы променять его на глоток чистого воздуха, вспышку настоящих чувств. Но догадываются ли они о цене такой сделки, чему обычно учат сказки? Скорее всего - нет. У них словно нет сил пройти этот путь.

Оба фильма сегодня наводят на мысль о неизбежной связи условий бытия с сознанием. Конечно, как однообразность и упорядоченность, так и бессмысленность и безысходность "взрослой жизни" рождают в молодом поколении протест практически одинакового эмоционального содержания. Но вот то, какие формы он примет, насколько далеко зайдут познающие жизнь в исследовании ее, с какими потерями они выдут из этой заведомо неравной борьбы - наше общее дело.