Большинство систем ДБО уже предлагают стандартный набор услуг, которые наиболее часто оплачивает население (ЖКХ, сотовая связь, штрафы ГИБДД, налоги). Но провайдеры систем интернет-банкинга продолжают расширять их функционал: растет доля систем, предлагающих пользователю выбрать, забронировать и оплатить авиа- и ж/д билеты, совершить покупки в интернет-магазинах, оплатить услуги провайдеров контента (аудио, видео, ПО и так далее). Как считают в RAEX, наиболее функциональные системы в ближайшие несколько лет сделают упор на создание наиболее дружелюбного и понятного для пользователя интерфейса.
Клиентоориентированность как ключевой фактор успеха в любом бизнесе, в том числе и в банковском, обсуждали и на конференции "Дистанционный банкинг 2015". По словам представителя Forrester Research в России Максима Тамбиева, исследования последних лет показывают прямую зависимость клиентоориентированности банка и показателей его капитализации. Успешные кредитные организации должны ориентироваться сегодня на повсеместное внедрение мобильных технологий (около 40% клиентов по всему миру называют мобильный канал основным при использовании банковских услуг) и использование big data. Впрочем, последнее пока затруднительно - "цифровое я" потенциального клиента банка состоит из множества информации (часть он генерирует сам, например, в соцсетях, часть формируется без участия клиента, например, информация о посещенных сайтах, часть конвертируется из офлайна и т.д.). И весь этот огромный массив информации пока что расположен не очень удобно - даже те, кто пользуется облачными технологиями, какую-то информацию хранят, например, в Dropbox, а другую - в iCloud. "Везде разные пароли, где что хранится - не помним, кому раздали доступ к этим хранилищам - тем более", - отметил Тамбиев. Для того чтобы использовать эти данные эффективно, банкам пока еще нужны компании, которые, во-первых, могут обеспечить доступ к информации, во-вторых, могут ее проанализировать и на этой основе помочь банку сформировать те же персонализированные предложения для клиентов.
По словам Тамбиева, банки часто совершают одни и те же ошибки, наиболее распространенные из которых - попытка добавить платные сервисы туда, где пользователь платить не готов, а также попытка все делать собственными силами. "Это наиболее характерно для наших банков, в силу менталитета. Однако справиться со всеми задачами самостоятельно невозможно, нужны партнеры, нужно пользоваться рыночной инфраструктурой", - считает эксперт.
Партнером финансовых институтов на цифровом пути готов стать и регулятор. Как рассказал советник директора департамента сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций ЦБ РФ Николай Силин, разработана "дорожная карта" по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке. Она направлена на совершенствование регулирования в сфере диджитализации. Для этого, в частности, планируется упрощать механизмы идентификации клиентов, повышать правовой статус ЭДО, преодолевать технологические барьеры во взаимодействии между участниками рынка. "Цель - сделать цепочки передачи информации в электронном виде непрерывными", - отметил Силин. Согласно карте, к 2018 году доля доступных в электронном виде финансовых услуг должна достичь 85% (сейчас 18, а уже в следующем году эта цифра должна вырасти вдвое).
По прогнозам RAEX, в 2015 году не менее 45% платежей физлиц пройдет через интернет-банкинг. Объемная доля онлайн-платежей по итогам года составит 28-30%. Как считают аналитики, это будет обеспечено самими банками, которые привлекают клиентов расширением функционала, более выгодными процентными ставками по вкладам и кредитам, оформленным через интернет-банк, бонусными программами.