Действующую редакцию Конституции в Киргизии приняли в 2010 году. Тогда же был объявлен мораторий на внесение в документ изменений - на десять ближайших лет. Однако буквально через несколько месяцев в республике зазвучали голоса тех, кто считает последнюю редакцию Основного закона несовершенной. К 2015 году им удалось убедить в своей правоте отдельных парламентариев, а потом и лидеров фракций, входящих в коалицию большинства. Как заявил один из них, Феликс Кулов, в Конституцию необходимо внести "точечные" изменения, которые улучшат работу всех ветвей власти. Новую редакцию главного закона страны депутаты собирались вынести на референдум.
Правительству предлагалось передать право назначать глав местного самоуправления, а непосредственно премьеру - самостоятельно отправлять членов его кабинета в отставку. Это, как утверждали разработчики поправок, поспособствовало бы более эффективной работе исполнительной власти и улучшило управление бюрократическим аппаратом.
Поправки, касающиеся парламента, были призваны усилить ответственность законодателей перед выдвинувшими их партиями и общественностью. Реформаторы предлагали не распространять на депутатов неприкосновенность в тех случаях, когда народные избранники до избрания в парламент совершали уголовные преступления. Партии получили бы право отзывать депутатов, "не оправдавших доверия", и лишать их мандатов, а законодатель, избранный премьер-министром, после отставки мог бы вернуться в палату.
Изменения, касающиеся судебной ветви власти, предполагали передать парламенту право выбирать главу Верховного суда (ВС) и его заместителей. Из состава Верховного суда, вместе с тем, намеревались вывести Конституционную палату, которая стала бы главным надзорным органом. Простые граждане, в свою очередь, получили бы право пересмотра дел "по вновь открывшимся обстоятельствам" даже после вердикта Верховного суда.
Работа над поправками вызвала вал критики - со стороны как политических игроков, так и общественных организаций. Отчасти из-за опасений, что правящие круги переформатируют правила игры в свою пользу, отчасти из-за усталости: Конституцию в Киргизии изменяли неоднократно. Реформаторов призывали не торопиться, но к этому мнению законодатели прислушались лишь тогда, когда к их противникам присоединился президент.
Алмазбек Атамбаев направил лидерам фракций официальное письмо, в котором указал, что оценивает работу реформаторов высоко, но сроки обсуждения поправок считает недостаточными. "За пять лет нашей с вами совместной работы мы не раз находили трудные, но выверенные решения стоящих перед страной проблем, - заявил президент Киргизии. - Убежден, что в ходе предстоящих парламентских выборов у вас и избирателей будет возможность еще глубже проанализировать ситуацию и вернуться к данным инициативам в парламенте нового созыва".
Президентское письмо возымело действие и вынудило лидеров фракций провести срочную встречу. "Политикам важно находить консенсус, - подытожил Феликс Кулов. - Мы пошли навстречу просьбе Алмазбека Атамбаева и согласились отозвать законопроект. При этом надо отметить, что процесс запущен, и его уже не остановить. В следующем созыве депутаты обязательно поднимут этот вопрос, так как сегодня все партии имеют свое видение совершенствования Конституции".
Тем временем
Эксперты Венецианской комиссии и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ выразили озабоченность по поводу инициативы изменения Конституции Киргизии. Они полагают, что законодателей нельзя лишать иммунитета, а партии или фракции не должны иметь полномочий решать вопрос о прекращении действия мандата члена парламента. Конституционную палату, в свою очередь, нужно, на взгляд экспертов, сохранить как часть судебной ветви власти. Критику международных структур также вызвало намерение провести референдум осенью без проведения широкой общественной дискуссии.