16.07.2015 12:17
    Поделиться

    Как научить детей обращаться с деньгами

    Детский писатель знает, как научить малышей обращаться с деньгами
    Эдуард Матвеев - пермский автор полезных экономических сказок "Лесная биржа" и "Дима и Совенок". На недавнем семинаре в Калининграде писатель и многодетный отец рассказал родителям и учителям, как научить детей финансовой грамотности.

    Эдуард Вениаминович, вы работаете в сфере финансов и управления активами. Как получилось, что вы стали еще и детским писателем?

    Эдуард Матвеев: Наверное, все началось с моих собственных детей. В 2008 году старшая дочь Лида - тогда ей было восемь лет - пришла ко мне на работу. Она услышала о продаже акций и спросила, что это такое. Я задумался, как объяснить непростые вещи, чтобы ребенку не стало скучно.

    Так появилась "Лесная биржа", сказка о волшебном лесе, где финансовые отношения выстраивают между собой Сова, Бобер, Медведь, Волк и другие говорящие животные. Они расплачиваются друг с другом золотыми желудями, создают компании, переживают инфляцию и кризис. Оказалось, что книгу с удовольствием читают не только школьники, но и их родители.

    Затем возникла идея написать экономическую сказку для самых маленьких. Дошкольникам сложно воспринимать информацию об абстрактном волшебном лесе. Им нужен персонаж, с которым можно себя ассоциировать. Так появилась книга "Дима и Совенок". Прототипом главного героя стал мой средний сын Дима.

    В книге мальчик спас жизнь говорящему Совенку из волшебного леса. И он начал обучать Диму основам финансовой грамотности.

    Дети смогут применять на практике знания, полученные из сказок?

    Эдуард Матвеев: Конечно, в этом и заключается главная задумка. Маленькие читатели легко запоминают сказочные сюжеты, а потом могут соотносить ситуации, описанные в книге, с реальными обстоятельствами.

    К примеру, в книге "Дима и Совенок" есть глава, посвященная закону о защите прав потребителей. Там Дима и его папа купили некачественный диск и смогли обменять его в магазине, потому что сохранили чек. Так вот, как-то моя супруга с сыном, реальным Димой, пошли в магазин и случайно что-то разбили. И шестилетний ребенок начал рассказывать маме о правах потребителей. А еще посоветовал сохранить чек - на случай, если какой-то товар окажется некачественным.

    С какого возраста, по вашему мнению, с детьми можно говорить о деньгах?

    Эдуард Матвеев: Считается, что ребенок готов постигать основы финансовой грамотности, когда он начинает проявлять интерес к экономическим взаимоотношениям. Условно говоря, если ваш сын захотел расплатиться в магазине самостоятельно или попросил деньги на ту или иную вещь, пора заводить разговор о финансах.

    А нужны ли детям карманные деньги? И как организовать этот процесс: давать деньги просто так или поощрять за хорошую учебу, помощь по дому, какую-то работу?

    Эдуард Матвеев: Выделять детям карманные деньги необходимо, если это позволяет семейный бюджет. Здесь есть несколько основных правил. Во-первых, поток денег должен быть постоянным, чтобы ребенок мог планировать свои расходы. Тогда у него появится выбор: потратить деньги сейчас на какие-то мелочи, сладости, недорогие игрушки или сохранить капитал, чтобы позже купить что-то "фундаментальное".

    Во-вторых, ребенку нельзя платить за отметки и за помощь по дому. Потому что потом он откажется учиться и помогать бесплатно. Дети должны понимать, что семья живет общей коммуной и у всех членов семьи есть обязанности друг перед другом. Родители ходят на работу, дети получают знания, все вместе они готовят еду и наводят чистоту.

    В-третьих, я бы посоветовал предоставлять ребенку возможность зарабатывать деньги. Когда он сходил в школу, сделал уроки, помыл посуду, он может выполнить работу, которая не входит в круг домашних обязанностей.

    К примеру, мои дети за деньги моют машину, набирают на компьютере тексты. Здесь важно чувствовать грань между работой и тем, что ребенок должен делать бесплатно как полноправный член семьи.

    На заметку

    Как тратить карманные деньги

    Сказочный Совенок порекомендовал Диме разделить карманные деньги на три части. Первую часть тратить на мелкие сиюминутные нужды, к примеру на сладости. Вторую - откладывать на крупные покупки, третью - потратить на доброе дело.

    Поделиться