Семь лучших саундтреков Алексея Рыбникова

17.07.2015, 23:41 | Текст: Виктория Чернышева

Алексей Рыбников - один из лучших отечественных композиторов, пишущих, в том числе, музыку к фильмам, отметил свое 70-летие.

Его мелодии многие знают и помнят с детства. Любимые сказки, романтические истории, исторические драмы: за полвека своей "кинокарьеры", Алексей Львович написал музыку к более чем ста картинам.

"Приключения Буратино", 1975 год

Сказка, имеющая сегодня статус "культовой", по сути, является мюзиклом: песни из нее вышли на пластинках фирмы "Мелодия", музыкальные композиции использовались в мультипликационных заставках и "Ералаше". Рыбников вспоминал, что работал над картиной была для оказалась легкой - "Буратино" - его любимая сказка, он сочинял музыку специально для каждого актера.

Не все знают, что слова к знаменитой песне Кота Базилио и Лисы Алисы (а также к любовной балладе Пьеро и песнях папы Карло и Карабаса-Барабаса) написал Булат Окуджава. А исполнять заглавную песню "Бу-ра-ти-но". сначала пригласили малоизвестную тогда Аллу Пугачеву, но заменили ее Ниной Бродской, исполнительницей хита "С любовью встретиться", из "Иван Васильевич меняет профессию".

"Большое космическое путешествие", 1975 год

Рыбников, вместе с поэтом Игорем Кохановским, написал для картины несколько песен, которые изначально исполнил ВИА "Верные друзья". Фирма "Мелодия" выпустила пластинки с саундтреком к "Путешествию" тиражом в более чем 100 тысяч экземпляров.

Знаменитую песню "Ты мне веришь или нет" исполнила Мила Берлинская - исполнительница роли Светы (ныне - пианистка, заслуженная артистка РФ), вместе с солистом "Верных друзей" Игорем Капитанниковым .

"Про Красную Шапочку", 1977 год

Музыкальный телефильм, открывший стране обаятельнейшую Яну Поплавскую, полон запоминающихся песен. Среди них - ставшая отечественной классикой песня главной героини "Если долго-долго-долго", которую, пожалуй, раньше пели на утренниках во всех детских школах и садах. Ее исполнила восьмилетняя дочка певицы Жанны Рождественской Ольга, случайно попавшая на съемочную площадку.

Она же спела и одну из красивейших композиций фильма - вторую "Песню о звездах", вместе с Риной Зеленой и Евгением Евстигнеевым.

"Усатый нянь", 1977 год

Полнометражный дебют Владимира Грамматикова - картина, ставшая звездной для исполнителя главной роли Сергея Проханова. До сих пор актера, уже давно сменившего кинодекорации на "Театр Луны", который он возглавляет, называют "усатым нянем". Проханов прославился благодаря своему обаянию, пластичности и, конечно, фееричным исполением песни-игры "Колобок" (с ее помощью Кеша развлекал малышей-детсадовцев).

Комедийная история о взрослении молодого человека запомнилась, в том числе, благодаря прекрасной музыке Рыбникова. Главная мелодия фильма позже использовалась в "Ералаше", многих телевизионных программах, а также стала популярным рингтоном для мобильных телефонов.

"Тот самый Мюнхгаузен", 1979 год

Этот фильм - экранизация пьесы Григория Горина "Самый правдивый", которая шла в театре Советской Армии. На телеэкран перенесли и прекрасную музыку Алексея Рыбникова.


Один из самых запоминающихся моментов картины - финальная сцена, когда Янковский-Мюнхгаузен произносит свой знаменитый монолог "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь…" и поднимается по бесконечной лестнице вверх. Пронзительная музыка не оставляет зрителей равнодушными - у многих на глаза наворачиваются слезы.

В своих интервью Алексей Рыбников особо отмечал работу над этим фильмом, в котором использовался принцип сочетания изображения и музыки. Режиссерский сценарий создавался за роялем. Музыка стала неотъемлемой частью каждой сцены. "Я импровизировал, Марк Захаров в это время читал текст и говорил: здесь медленнее, здесь пусть будет побольше тема, здесь пауза будет в тексте", - вспоминал композитор.

"Вам и не снилось", 1980 год

Трогательный романтический фильм о любви двух школьников, снятый по роману Галины Щербаковой, стал одним из самых кассовых фильмов 80-х. Для истории "Ромео и Джульетты" Алексей Рыбников написал несколько инструментальных тем, основанных на известнейшей песне "Последняя поэма".

История ее создания почти мистическая: в архиве композитора с 1970 года лежала мелодия, которую он никуда не мог пристроить. Однажды Рыбников взял с полки роман индийского писателя Рабиндраната Тагора "Последняя поэма" (о том, как любящие друг друга парень и девушка не могут быть в месте в этом мире) и открыл в самом конце, где были стихи в переводе поэтессы Аделины Адалис. Композитор вспоминал: текст сразу же, легко лег на ту самую, написанную десять лет назад мелодию.

Интересно, что жизнеутверждающая песня (она звучит в начальных титрах, но ее мелодия идет сквозь весь фильм), по сути, изменила "открытый" финал. Зритель поверил, что Рома, выпавший из окна, выживет, и все у влюбленных будет хорошо. Песню в картине исполнили Ирина Отиева и Вера Соколова, позже ее перепел ВИА "Ялла".

"Через тернии к звездам", 1980 год

В этом фильме Алексей Рыбников использовал мелодии, написанные им для знаменитой рок-оперы "Юнона и Авось". Пронзительная, волнующая сердце музыка сопровождает, в том числе, кульминационную сцену картину - преображение планеты.

Интересно, что в новой, переработанной версии картины, которую выпустил в 2001 году сын режиссера Николай Викторов, музыка, из соображений охраны авторских прав, заменили на мелодии, написанные сыном Рыбникова Дмитрием.

Мы в соцсетях:

Читайте также