Новый фильм Седрика Анже: современный триллер по-французски
Казалось бы, более "избитой" темы не найти. Страшно признать, но изрядно потрепанный мир уже собрал "коллекцию" из аномально жестоких людей, способных на убийство ради убийства. Однако самобытность картины Анже отрицать бессмысленно. Небольшой округ Уаза конца 70-х был слишком юн для такого потрясения.
Наивность горожан стала благотворной почвой для злодеяний главного героя. Впрочем, обо всем по порядку. С первых же кадров под тревожную музыку композитора Грегуара Хецеля нас знакомят с обителью персонажа. Камера Томаса Хардмейера "скользит" от портрета юной девушки с обнаженной грудью по скромному убранству. И все, казалось бы, "разложено по полочкам", лишь пошедший темными пятнами надкусанный банан в этом интерьере кажется изъяном.
Отдел жандармерии Уаза узнает о жестком нападении на молодую женщину. Этот случай становится вторым за относительно короткое время. За дело с энтузиазмом берется Франк Нюар - подающий большие надежды рядовой французской жандармерии. Парой эпизодов ранее смаковавший собственную злость после совершения этого жестокого преступления.
Зритель следит за событиями в аскетичном логове маньяка, за тем, как этот внешне никак не выделющийся молодой мужчина пишет письмо-предупреждение коллегам: "В следующий раз я буду стрелять в сердце".
За окном зима рисует холодный пейзаж в духе импрессионистов, деревья покрыты старой зеленью с оттенком охры. Дороги, по которым разъезжает Франк в поисках жертвы, пусты. В таких обстоятельствах убить человека, не привлекая лишнего внимания, куда проще. Образ серийного манька поначалу кажется слишком широко очерченным. То ли его ненависть спровоцирована неудачами с женщинами, то ли это своеобразное "миссионерство", то ли дело вовсе в галлюцинациях. На выходе мы получаем вполне исчерпывающую трактовку его мотивации, совокупность факторов - безумие. Не обошлось и без вкрапления откровенной психоделии: на лобовом стекле его машины из ниоткуда появляются дождевые черви, а на груди любовницы Нюара Софи (Анна Жирардо) восседает огромная муха. Природа тоже показана сюрреалистично - в духе австралийского гения Питера Уира. Для любителя его раннего творчества станет любопытным тот факт, что при общей ненависти к человечеству Франк любит природу. Что касается эпохи, то она находит свое отражение в блестящем эпизоде в духе сюрреализма. Франк слушает The Velvet Underground - нервную, беспокойную "Песню смерти черного ангела".
В том, что Нюар - натуральный психопат, нас убеждает и его поведение в повседневной жизни. Его может разозлить надолго запертая уборная, одинокий старик, в дом к которому Франка приводит случай, неловко оброненное Софи слово. При этом он абсолютно сознателен в своих поступках и хладнокровно планирует свои действия. По сути, Нюар - маленький человек с амбициями бога.
Чего в ленте не найти, так это захватывающего детективного сюжета и трагической резкой развязки. Фильм неспешен и созерцателен. Зато не обошлось без юмора - и тут можно провести параллель со знакомым нам по французской комедийной классике комиссаром Жювом: жандармы могли остановить маньяка чуть ли не после первого убийства, но им помешала наивность, граничащая с глупостью, и излишнее доверие к "своим".
Нельзя не отметить актерскую игру Гийома Кане, который снимает с лица озорную обаятельную улыбку и выходит за привычные рамки мелодраматического жанра. Его талант раскрывается в полной мере именно в триллере. Фанатки авантюриста Жульена ("Влюбись в меня, если осмелишься") или брутального Филибера ("Просто вместе"), будут удивлены. И не факт, что приятно. Все эти фильмы рассказывают о том, насколько тернист путь к любви - и насколько сильно чувство меняет человека, делает его лучше. Однако Франк Нюар безнадежен по своей природе.
Примечательно, что лента не пестрит жестокими сценами. Она наводит жуть главным своим тезисом: безумный убийца действует немотивированно. Его поступки, хоть и тщательно продуманы, не поддаются человеческой логике. Стандартная схема его жизни - убить и скрыться. Повествование вообще сосредоточено исключительно на главном герое, в отличие от насыщенных персонажами "Багровых рек", кровавого гротеска в стилистике "Американского психопата", финчеровского "Зодиака" или легендарного "Молчания Ягнят". И уж тем более - "В следующий раз" выбивается из череды привычных для современного французского кино житейских драм и легких комедий. Возможно, именно это стало причиной достаточно низких - и явно несправедливых - зарубежных рейтингов (например, по версии IMDb), но мы бы все-таки не хотели, чтобы Седрик Анже сворачивал с намеченной траектории.
Гнетущая атмосфера, мастеровито снятые пейзажи и портреты, меланхоличная европейская зима с муляжом-солнцем, висящим издевательски низко и не приносящим тепла. Ледяной взгляд маньяка-жандарма, безжалостно выискивающего новую жертву. Все это смотрится на одном дыхании: юная девушка, опрометчиво севшая в автомобиль Франка Нюара, получает пулю в упор. Как и было обещано, в самое сердце.
4