Жительница Тырныауза возродила древние киизы балкарцев

В городе Тырныаузе Эльбрусского района преподаватель местного колледжа Дина Текуева открыла мастерскую и изготавливает по "прабабушкиным технологиям" войлочные панно. В прошлом году Текуева получила звание народного мастера и сегодня реализует собственный проект по возрождению самобытной культуры предков. Он, кстати, получил государственную поддержку в виде субсидии из местного бюджета, победив в номинации "Творческая деятельность".

По словам рукодельницы, балкарцы издревле вручную изготавливали ковры из овечьей шерсти - киизы. Много лет назад в Верхнем Баксане даже существовала лаборатория по киизам, которая в 1990-е годы закрылась. Дина успела встретиться с пожилыми мастерицами, которые и передали ей некоторые секреты войлочной технологии. Остальное девушка изучала по книгам и с помощью Интернета.

Народный мастер работает в своей трехкомнатной квартире. Творческий процесс в зависимости от сложности изделия занимает от трех дней до месяца. Чесаную и мытую шерсть она покупает у местных овцеводов в селе Кенделен.

- Древняя технология - это мокрое валяние шерсти. Процесс требует изрядных физических усилий. Сначала сырье поливают мыльным горячим раствором, сворачивают в рулон, долго и сильно разминают - до тех пор, пока шерстинки войдут друг в друга и получится плотное войлочное полотно, - делится подробностями мастерица.

Сухое валяние - это более современная техника, но для нее необходимы специальные приспособления, поэтому этажом ниже Текуева приобрела однокомнатную квартиру, которую сейчас оснащает под мастерскую. На средства гранта она планирует закупить оборудование и сырье.

- По сухой технологии шерсть протыкается в разных местах при помощи специальных иголочек с зазубринами, они спутывают ворсинки, после чего тоже получается однородное полотно. С помощью этой техники можно не только плоские, но и рельефные  вещи делать. А если совместить оба способа, то полет фантазии можно не ограничивать, - отмечает она.

Шерсть, по словам народного мастера, очень благодарный материал и любит импровизации. Часто получается, что на эскизе изображен один орнамент, а на готовом панно получается нечто другое.

- В процессе валяния приходят новые мысли - шерсть сама подсказывает, что делать и как, - объясняет она.

В мастерской Текуева будет вести бесплатные мастер-классы для всех желающих. В Тырныаузе многие родители хотят обучить детей древнему балкарскому искусству. Мечтают овладеть технологией предков и местные жительницы, поэтому очередь из потенциальных учеников множится.

В старинные технологии Текуева собирается привнести собственные наработки и совместить традиционную шерсть с деревом, керамикой и другими материалами, создавать объемные изделия с современным дизайном. Она также планирует изготавливать утилитарные вещи из войлока - шляпы, шапочки для сауны, бурки, папахи и другие, популярные у туристов Приэльбрусья.

Но и панно сегодня не залеживаются. Особым спросом пользуются ковры с национальным орнаментом, видами Эльбруса, джигитами и горянками, старинными башнями, уникальной природой Кабардино-Балкарии.

Кстати

Изготовленные по индивидуальному заказу изделия на Кавказе дарят уважаемым людям. Так, войлочные картины Текуевой были с восторгом приняты известной оперной примой Еленой Образцовой, есть они и в коллекции Мухадина Кишева, российского живописца, проживающего в Испании, а также в некоторых российских и зарубежных музеях. Ее изделия участвуют в престижных выставках, были они представлены и на Олимпиаде-2014 в Сочи.