Однако готовый документ, в котором был бы прописан запрет на пересмотр ставок, разработанный по поручению главы государства, пока не появился. И возможно, не появится. Налоговые предложения президента, высказанные и принятые в недавнее время, касаются освобождения от налогов отдельных групп плательщиков, а не запрет на изменение нагрузки для всех. Однако документы, содержащие такие запреты, поступают в Госдуму от депутатов. Председатель Комитета по налогам московского городского отделения "ОПОРЫ России" Сергей Зеленов рассказал "РГБ", почему даже принятие налогового моратория не способно полностью решить проблему роста фискальной нагрузки.
- Какой мораторий на изменение налогов устроил бы бизнес? Какие процессы можно "заморозить", а какие изменения "заморозить" не получится?
- Разумеется, бизнесу требуется стабильность. По сути, в своем Послании Федеральному Собранию президент от 4 декабря 2014 г. сказал о необходимости "зафиксировать действующие налоговые условия", но тем не менее бизнес, видимо, понял это слишком буквально, надеясь, что президент имеет в виду уровень налогообложения 2014 года. Теперь мы видим, что совсем не это имел в виду президент. В 2015 году Москва ввела торговый сбор, существенно увеличился размер налога на имущество. Кроме того, ряд изменений налоговой нагрузки (которые были запланированы и "заложены в законодательство" до 2015 г.), в частности для физических лиц - владельцев имущества, еще впереди. Таким образом, говорить о реальной "фиксации" налоговой нагрузки не приходится и, вероятно, не придется еще долгое время.
- Недавно группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, которым предлагается отсрочить на 7 лет вступление в силу любых новых законов о налогах и сборах. Насколько реально в нынешней экономической ситуации заморозить налоги на такой срок?
- Введение 7-летнего запрета на изменения в налоговом законодательстве мне представляется маловероятным. Какой-либо экономической стратегии на такой длительный срок нет, а значит, и "замораживание" налогового законодательства невозможно. Вопрос о "замораживании" на определенный срок законодательства о налогах и сборах возникает с той или иной периодичностью. И бизнесу действительно жизненно необходимы понятные и прозрачные "правила игры" на как можно более долгий срок. Но пока идея "замораживания" налогового законодательства больше напоминает PR-акцию.
Государство периодически заявляет о неких "вето" на изменение налоговых ставок и порядка налогового администрирования, но не соблюдает заявленных временных запретов. Практически всегда соблюдать моратории на такого рода изменения нам мешают некие "вызовы", которыми последнее время называют и действительно серьезные изменения, на которые экономика должна реагировать, и любую естественную волатильность рынка, которая существенных поправок законодательства не требует.
- Есть ли ограничения по вступлению налоговых изменений сегодня?
- Фактически каких-либо правовых ограничений на изменение налогового законодательства нет, да и дело не в этом. Ведь запрет на введение новых налогов или изменение ставок существующих, по сути, ничего не даст. Все дело в игре терминами "налог - не налог", которая позволяет регулировать фискальную нагрузку на бизнес, не внося изменений в налоговое законодательство. Отмена единого социального налога и введение закона о страховых взносах благоприятно повлияли на рейтинг РФ в Doing Business (налоговая нагрузка формально стала ниже), что в реальности существенно увеличило общую фискальную нагрузку.
Есть и другие способы реального регулирования налоговой нагрузки. Например, сравнительно небольшое повышение налоговой ставки по налогу на имущество (с 0,9% до 1,2%) с одновременным повышением кадастровой стоимости имущества (которое не регулируется законодательством о налогах и сборах) увеличило налоговую нагрузку для владельцев торговых и административных центров площадью более 5000 квадратных метров по сравнению с 2014 годом. Для владельцев помещений с меньшей площадью в 2015 году также было введено налогообложение с кадастровой, а не балансовой стоимости. Таким образом, введение моратория на изменение налогового законодательства не дает гарантии, что объем налогов с бизнеса фактически останется на прежнем уровне.
- Недавно был введен мораторий на проведение плановых проверок. Может ли этот документ действительно снизить количество контрольных мероприятий?
- Действительно, введение моратория на проведение плановых проверок могло бы стать существенной мерой сдерживания "тотального контроля", о котором президент так же говорил в Послании Федеральному Собранию. Тем не менее сокращение количества плановых проверок не обязательно означает сокращение количества проверок вообще.
Исключительно фискальная направленность деятельности не только налоговой службы, но и практически всех структур, занимающихся проверками бизнеса, становится причиной того, что основной целью контрольного мероприятия является наполнение бюджета, а не устранение нарушений. Именно поэтому введение ограничений на проведение проверок, согласование плановых проверок с прокуратурой не работает.
Проверяющие структуры используют все имеющиеся у них способы, чтобы взыскать с бизнеса дополнительные средства. Это приводит к росту внеплановых проверок, на которые не распространяются ни ограничения, ни обязанности по согласованию.
- Действительно ли налоговые проверки не попали под этот запрет?
- Да, абсолютно верно. Мораторий на проверки вводится внесением изменений в Федеральный закон N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. Пп. 3 и 3.1 ст. 1 этого закона определено, что его действие не распространяется в том числе на налоговые проверки.
- Документ прописывает риск-ориентированный подход. Насколько может быть полезен этот инструмент?
- Разумеется, если бы основной целью контрольных мероприятий являлось снижение рисков, то применение риск-ориентированного подхода было бы абсолютно правильным и логичным. Пока контролирующим органам адресован посыл на максимальное наполнение бюджета, риск-ориентированный подход работать не будет. Я надеюсь, что этот принцип станет неким "естественным ограничением" и для осуществления контроля "во имя наполнения бюджета". Тем не менее мы должны понимать, что для смены ориентирования контролирующих органов с наполнения бюджета на устранение рисков потребуется не только воля руководства, начиная с самого высокого уровня власти, но и достаточно длительное время.
- Можно ли считать, что в налоговых проверках риск-ориентированный подход применяется уже сегодня?
- Да, несомненно, налоговые органы сегодня уже реализуют этот подход. Конечно, есть вопросы к тому, что и насколько обоснованно налоговые органы считают "носителем риска", но общая концепция такова. Плюсом является то, что у налоговой службы есть публичные критерии рисков, которые опубликованы на сайте www.nalog.ru. Компании могут использовать их для того, чтобы определить, находятся ли они в зоне риска и собираются ли налоговые органы прийти к ним в офис с проверкой.