04.08.2015 21:07
    Поделиться

    Соцслужбы отчитаются о своей работе с семьей, где убили шестерых детей

    В Нижнем Новгороде совершено массовое убийство малолетних детей. Следственный комитет разыскивает отца многодетной семьи. Как рассказали журналистам нижегородские чиновники, четыре года назад социальные органы подали в суд иск о лишении отца родительских прав.

    Кроме того, он подозревался в жестоком обращении с детьми. Прав отца так и не лишили, но в течение четырех последних лет соцорганы наблюдали эту семью. Сейчас чиновники сообщили, что "все было под контролем".

    "С 2011 года по 2015 годы воспитание детей было под постоянным контролем управления образования, отдела опеки и комиссии по делам несовершеннолетних. Это выражалось в систематическом посещении семьи социальным патрулем", - сообщила заместитель главы администрации Нижегородского района по социальным вопросам Екатерина Кутовая. Сейчас кажется, забери государство детей - они были бы живы. Но лишение родительских прав выглядит не таким простым делом.

    "Опека не такая полновластная хозяйка, - отмечает адвокат Мария Кривошеева, которая шесть лет проработала главным специалистом опеки подмосковного Чехова - Принцип состязательности сторон никто не отменял. То есть опека должна доказать в суде, что ничего другого, как лишить родительских прав, не остается. Поэтому в суд  чиновники должны представить комплекс материалов, которые показывают, что проводилась профилактическая работа".

    Еще недавно вся профилактическая работа сводилась к тому, чтобы провести беседу с родителями и, если есть повод, то оштрафовать за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей на сумму от 100 до 500 рублей по ст. 5.35 КоАП.

    "Профилактика заканчивалась на том, что пришли, пальчиком погрозили и ушли. А семья как жила со своими проблемами, так и продолжала", - говорит уполномоченный  по правам ребенка в Челябинской области М.В. Павлова. - Поэтому мы наращиваем объемы психологической помощи. Это единственный путь сохранить ребенка в семье. И законодательство в этой области совершенствуется".

    С начала 2015 года заработал закон, который регулирует действенную помощь семье. Это Федеральный Закон №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". На его основе во многих областях работают, например, кризисные психологические службы помощи. Они приходят туда, где еще нет повода вмешиваться полиции, где еще не совершается правонарушение. Но семейный конфликт уже разросся.

    Противники любого вмешательства в семью часто заявляют: "Я  не доверяю этим людям. Многие из них - специалисты никакие, закончили не пойми какие вузы. И эти люди будут вершить судьбу моей семьи?  Они запросто могут быть ограниченными, неумными, недоброжелательными и т.д."

    Но, во-первых, с семьей работает не один специалист, а несколько. Во-вторых, вышеупомянутый закон "Об основах социального обслуживания" разрешает общественный контроль работы социальных служащих.  Более того, органы государственной власти должны содействовать гражданам и общественным объединениям, ведущим такой контроль. А когда до социального обслуживания семьи дело еще не дошло, но люди уже недовольны вмешательством государства?

    "Если человек считает, что его права нарушены во время проведения акта обследования или еще какими-то действиями, если полагает, что сотрудник опеки действовал неправильно, всегда есть вышестоящий орган. Нужно жаловаться туда. 

    Также в суде можно обжаловать любые действия чиновников", - объясняет адвокат Мария Кривошеева. Так в одном из российских городов у матери четверых детей Екатерины забрали старших детей - все началось с жалобы соседки. "Я знаю, что такое превышение полномочий, на себе испытала, - рассказывает Екатерина. - И все, кто эти полномочия превысил, получили или понижение по службе, или  увольнение, или статью. Всегда можно добиться правды". Но несмотря на то, что ей пришлось пережить, Екатерина все равно считает, что нужно проверять любые сигналы о возможном неблагополучии детей: "Когда что-то случается, все возмущаются, мол, где же была полиция, органы опеки! А как они узнают? У них нет сигналов, которые срабатывают, когда насилие над ребенком происходит, не зажигается красная лампа".

    В Нижнем Новгороде такие предупредительные сигналы могли проявиться во время регулярных встреч психолога с семьей. Сейчас чиновникам предстоит держать ответ, что именно подразумевают они под выражением "постоянный контроль воспитания детей".

    Поделиться