В этом году песенный цикл Иванова, в который входят любимые всеми "Олеся", "Глухариная заря", "Завалинка", "Печки-лавочки" и другие песни, номинирован на премию Союзного государства в области литературы и искусства.
Олег Борисович, песни, по яркости, популярности подобные "Товарищу", всегда рождаются спонтанно, случайно. В вашем случае все было так?
Олег Иванов: Конечно! Я тогда учился на пятом курсе Барнаульского мединститута и уже несколько лет писал песни. Зная об этом, мой приятель поэт Анатолий Бендерук показал мне сборник Александра Прокофьева. Я дома перелистнул несколько страниц и сразу наткнулся на стихотворение "Товарищ". Быстро нашелся ритм, пришел мотив. Я поставил книжку на фортепиано, карандашом наметил, где будет запев-припев, и сочинил музыку ровно за столько времени, сколько песня звучит. Я ее просто спел и все. И не изменил потом ни гармоний, ни ритма, ничего.
Так впечатлил текст?
Олег Иванов: "Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам, Мы хлеба горбушку - и ту пополам! Коль ветер - лавиной, и песня - лавиной, Тебе - половина, и мне - половина!" - какие слова! Они сами по себе музыка. Для меня на этой песне время просто сжалось!
А что такого было в советских песнях, что лучшие из них до сих пор поются?
Олег Иванов: По-моему, массовая советская песня прошлого века - это феномен. "Широка страна моя родная", "Авиамарш" и многие другие песни народ - весь народ! - пел от всей души. Был энтузиазм, были великие идеи, надо было идти вперед, и песни были нужны как воздух! И причем не только марши, но и лирика - "Огонек", "Катюша", "Смуглянка", "Бьется в тесной печурке огонь" того же Прокофьева... Песня рождается не только поэтом или композитором, но и народом, и будет жить, только если народ ее подхватит.
Сегодня любят вспоминать худсоветы советского времени, на которых якобы душилось все живое...
Олег Иванов: Я начал ездить на худсоветы с конца 60-х. Еще студентом в каникулы по нескольку раз в год приезжал в Москву с песнями, просто посылал их своим знакомым музыкантам. Сочинять мелодии я начал еще на первом курсе - первая родилась, когда, помню, шел домой после лекций - и я ее, едва придя домой, тут же подобрал. Худсоветы были при каждой радиостанции, и, скажу вам, настоящие песни не могли не пройти худсовета. Да, правила были жесткие, требования высокие, и неудивительно: в худсоветы входили лучшие композиторы и поэты. И если рождалась яркая песня, индивидуальная, с качественными стихами и хорошо спетая, в стол она не ложилась никогда!
А как на вас выходили поэты, на стихи которых вы писали песни?
Олег Иванов: Ну, на первых своих поэтов я сам вышел. Сначала писал на слова своего барнаульского друга Наума Вольпе, потом начал покупать сборники советских и классических стихов, искал там поэзию, и если находил, брал в работу, а нет - выкидывал. Большинство этих песен мало кто услышал, но я писал и на Кольцова, и на Бернса, отправлял их в Москву и, например, со словами Онегина Гаджикасимова выходили песни "На чем стоит любовь" и "Тебе все равно". Я познакомился с Сергеем Дьячковым, автором потрясающих песен, таких как "Алешкина любовь", и "Веселые ребята" записали с моей музыкой сразу четыре песни...
А как в репертуар "Сябров" попала ваша "Олеся"?
Олег Иванов: С белорусскими музыкантами у меня очень давняя дружба. Году в 74-м на худсовете на "Мелодии" мы познакомились с Василием Раинчиком, молодым симпатичным худруком минских "Верасов". Он тогда попросил несколько наших с Ошаниным песен - например, "Талую воду". А "Олесю" я писал для одного-единственного ансамбля, для "Песняров": они были моей недосягаемой мечтой, я столько ходил на их концерты, знал весь их репертуар...
И, наверное, представляли себе, как они запоют "Живет в белорусском Полесье..."
Олег Иванов: Как-то раз я спел это музредактору ЦТ Ольге Молчановой, а она, узнав, кому эта песня предназначена, напомнила мне, что у "Песняров" уже есть "Алеся" Лученка - куда им еще одна? А вот в Гомеле есть талантливые "Сябры" и им очень нужен репертуар! Мы спустились в студию, я сыграл и спел еще раз "Олесю" - и запись ушла в Гомель. И такая дружба у нас потом с ребятами началась -"Глухариная заря", "Родная деревня", "Лесная колдунья", "У криницы": было время, когда практически все, что я писал, шло "Сябрам".
Но к Мулявину-то ваши песни все же попали!
Олег Иванов: Да, и первой была "Печеная картошка", которую я "живьем" спел ему и его жене Светлане Пенкиной.
Олег Борисович, ваши песни еще со студенческой юности пишутся на хорошие стихи. А правда ли, что так и надо писать песни - когда музыка идет от текста, а не наоборот?
Олег Иванов: Тут никаких правил нет. Когда композитор не связан со стихами, он может развить мелодию в любом ритме, совершенно необычно, для традиционного стихосложения. А если поэту понравится мелодия, стихи на нее он всегда напишет, я знаю, что Рождественский, Дербенев и Добронравов много стихов писали под готовую музыку. Хотя, конечно, когда перед тобой настоящие стихи с образами, с ритмом, они просто просятся на музыку, остается только эту музыку написать...
Как это вышло с "Товарищем"?
Олег Иванов: Да. Ту самую, единственную музыку, которая "поднимет" эти слова, создаст с их помощью произведение, которое вдруг заденет в душе какие-то струны...
...Утешит, обрадует, поможет. Случалось, что вам ваши собственные песни как-то помогали в жизни?
Олег Иванов: Да та же "Олеся", "Горький мед", помните, "унижаться любя не хочу и не буду..." - музыка на эти стихи была написана в один год, в ней отразились моя тогдашняя жизнь, переживания, которые в то время мучили меня. Но я не ищу в музыке утешения. Это просто то, из чего состоит моя жизнь. Это ведь только в кино так бывает - когда человек в патетический момент жизни кидается к инструменту, начинает бурно играть...
А как бывает не в кино?
Олег Иванов: А вот я с утра сел за рояль - и до часу дня не вставал, дорабатывал мелодии. Сейчас у меня в работе пять романтических пьес для фортепьяно, которые должны быть переложены и для оркестра. Я пишу сейчас песни для замечательных якутских певиц Елены Лаптандер и Надежды Сэротэтто, для казачьих ансамблей "Криница", "Казачий круг", "Вечорки", мои новые вещи поют Ренат Ибрагимов, Александр Серов, Надежда Бабкина... Вот мое утешение.
А случается сегодня слышать на улицах свои песни из старых, тот же "Краснотал"?
Олег Иванов: А вы попробуйте в Ютубе набрать слова "Горький мед" и посмотрите, сколько народу - под гитару, в компаниях, разного возраста, профи и любители - ее поет. Сам недавно в переходе увидел товарища, наигрывавшего этот мотив на баяне.
Я его написал в 1975-м на последнем курсе консерватории, спел на фестивале в Венгрии - и она там стала суперпопулярной. Как мне потом рассказывала Жанна Гусева, телевизионный редактор, одна ее венгерская родственница через какое-то время зашла за ребенком в детский сад - а там поют "Горький мед"!
Первые песни Олега Иванова были написаны для команды КВН Барнаульского медицинского института, где он играл в институтском ансамбле чуть ли не на всех инструментах, и сочинял музыку. Еще учась в БМИ, он стал автором песни "Товарищ" в исполнении Аиды Ведищевой, победившей во Всесоюзном конкурсе. За ней последовали "Горлица", "На чём стоит любовь", "Песня, моя песня"... В 1978-м Иванов, окончив Новосибирскую консерваторию, стал членом Союза композиторов СССР, и вскоре его песни запели уже Лев Лещенко, ансамбли "Самоцветы", "Верасы", "Песняры", Иосиф Кобзон, Сергей Захаров - со временем этот список пополнился Тамарой Гвердцители, Ренатом Ибрагимовым, Анастасией, Надеждой Бабкиной... Лауреат премии Ленинского комсомола и двенадцатикратный лауреат конкурса "Песня года" Олег Борисович Иванов и сам прекрасно поет, часто выступая сегодня в Москве и Подмосковье, по всей России и Беларуси.