08.08.2015 17:43
    Поделиться

    Румыны определились со своим кандидатом на "Оскар"

    Фильм Раду Жуде "Браво!" (Aferim!) будет представлять румынское кино в конкурсе на кинопремию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

    Картину высоко оценили критики на недавно прошедшем Берлинале, откуда Жуде увез на родину приз за лучшую режиссуру. Фильм надолго занял лидирующие позиции и в румынском кинопрокате. Основными соперниками за право участия в борьбе за "Оскар" на национальном уровне стала картина Корнелиу Порумбойю "Сокровище" (Comoara) и "Почему я?" (De ce eu?) за авторством Тудора Жюржию.

    Если "Сокровище" представляет собой приключенческое кино (в фильме речь идет об увлекательном процессе поиска клада), а "Почему я?" в лучших традициях Франца Кафки рассказывает о трагической гибели в 2002 году 29-летнего румынского прокурора, выявившего связь одного из преступлений с очень влиятельными лицами, то "Браво!" - историческая драма.

    Ближайшие соседи румын, венгры, определились со своим выбором двумя месяцами ранее, отдав предпочтение "Сыну Саула" (Saul fia) Ласло Немеша, получившего "Большой приз жюри" Каннского фестиваля. Фильм Немеша посвящен одной из самых страшных страниц мировой истории двадцатого века - холокосту.

    Похоже, осмысление своей истории, а также роли и места в общемировых процессах стало наиболее острой потребностью современного кинематографа стран Центральной и Юго-Восточной Европы. После дотошнейшей ревизии событий послевоенного периода внимание общественности переключилось на более ранние этапы своего государственного строительства. Зачастую разочарованность в демократическом настоящем и обесценивание недавнего прошлого - социалистического наследия (хотя в Румынии, пожалуй, этот период государственности более противоречив, чем где-либо еще) возвращает к жизни идеализацию давно минувших дней. Впрочем, фильм Жуде в эту привычную картину не вписывается вообще.

    История, сочиненная режиссером совместно с Флорином Лазареску, такова: в 1835 году дворянин Костадин, сделавший военную карьеру, вместе со своим сыном отправляется на поиски беглого крепостного, цыгана Карфина, который исчез после того, как открылась его любовная связь с женой Костадина. Замечательная операторская работа позволяет зрителю полностью погрузиться в атмосферу сельской Валахии и на правах попутчиков присоединиться к путешествию отца и сына. Странствие в бричке, тягучее и неторопливое, являет нам характер отца. Решительный и резкий, как и пристало военному, он резко и надменно общается со всеми, у кого пытается выяснить местонахождение цыгана. 

    В этих зарисовках живо предстают нравы и обычаи тех мест, расслоение жизни людей, принадлежащих к разным слоям общества, ведущих параллельные жизни во всем, что не касается повинностей, отбываемых в пользу помещиков. Скабрезности и сальные шутки, отпускаемые отцом, шокируют ничего не понимающего сына. По полунамекам ему становится ясно, что соблазнителем в отношениях между цыганом и женой помещика была именно она, что показывает вескость оснований для побега. Отец, не таясь, говорит сыну о том, что изменял его матери многажды и не считает это чем-то особенным, только просит не распространяться об этом в разговорах с ней. И вот, цель путешествия достигнута, Карфин найден. И свою историю он рассказывает Костадину… в публичном доме. "Aferim", - остается добавить с досадой после просмотра. Такова ли правда румынского романтизма девятнадцатого века? Хочется верить, что не совсем.

    Поделиться