На фестивале в Локарно показали фильм про сербского генерала
Автор "Шультеса" (2008) и "Охотника" (2011) взялся за тему, чрезвычайно щекотливую для Запада в целом - изображение судьбы сербского военного генерала после завершения череды кровавых гражданских войн на территории бывшей Югославии в девяностые годы двадцатого века.По масштабу разрушений, жертв среди военного контингента и гражданского населения, вынужденных массовых переселений и последующей эмиграции, эти события стали самой масштабной трагедией послевоенной Европы и мощным испытанием для Ялтинско-потсдамской системы международных отношений.
На Балканах, в колыбели европейской цивилизации, разразилось противостояние, истинное значение которого было сложно оценить, а понять его корни среднестатистическому европейцу - практически невозможно. Сторонний наблюдатель смотрел на ужасы войны всех против всех и глазами бразильца Себастиана Сальгадо, чей жизненный путь (включая путешествия в места самых страшных трагедий - Руанду и в еще незадолго до того единую Югославию) недавно мастерски изобразил Вим Вендерс в "Соли земли". В силу этого особо значимым представляется факт показа фильма Бакурадзе на международном фестивале в Италии.
Снова, в конце двадцатого века, на повестке международного сообщества оказались традиции, заложенные после Второй мировой - создание трибуналов, чрезвычайных наднациональных органов для расследования военных преступлений и преступлений против человечности. Так были созданы Международный трибунал по Руанде (МТР) и Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ). Только на этот раз они были учреждены не государствами, как ранее, а крупнейшей универсальной международной организацией - ООН, придерживающейся позиций нейтралитета. Работа МТБЮ, продолжающаяся до сих пор, продвигается настолько медленно, что не всегда жизнь подследственных способна теплиться в их жилах до оглашения приговора по совокупности преступлений.
В гражданских войнах все стороны несут свою часть вины. Но для сербов - в особенности для них - этот трибунал стал несмываемой печатью позора, могильной плитой, голгофой и свидетельством мученичества своих сограждан. Многочисленные скандалы вокруг судебных процессов, в особенности, свидетельства об ангажированности против представителей сербской стороны, все больше растравляют эту рану в восприятии целого народа.
"Генерал" (или "Брат Деян" в сербской версии) рассказывает о генерале Деяне Станиче, в трагическом образе которого читаются параллели из реального мира - коллективная судьба многих участников военных формирований. Деян вынужден скитаться по разным, забытым Богом местам, чтобы избежать своей поимки и неизбежной передачи в руки карающей Фемиды международного правосудия. Несмотря на сочувственное отношение отдельных лиц, он понимает, что по умолчанию находится в положении не подозреваемого или обвиняемого, а практически заочно осужденного. Ему гарантирован билет в Гаагу, очевидно, в один конец.
Свобода, которой он так дорожит, тоже во многом призрачна. Имея возможность созерцать небо от горизонта до горизонта, ступать по родной земле, он все равно пленник и изгнанник, обреченный на изоляцию и одиночество. От полного отчаяния его спасает общество старика-крестьянина. В нем генерал обретает живое свидетельство продолжающегося бытия. И отражение всего дорогого, веками передающегося из поколения в поколение, чему послужил своей жизнью Деян, отстояв право на существование на земле таких, как Славко. В ожидании суда за неоплатную цену своего отчаяния - суда небесного.