Как соотнести долгосрочные стратегии, госпрограммы и бюджет? На этот вопрос пытались найти ответ участники XII Августовских чтений, проводимых Институтом реформирования общественных финансов. По мнению директора департамента бюджетной политики минфина Ильи Соколова, долгосрочное планирование должно быть мостиком между долгосрочными ожиданиями и подтвержденными финансовыми ресурсами. Но на практике не всегда получается этого добиться. Все бюджеты верстаются на три года, а средний срок реализации госпрограмм - минимум 5 лет.
С этого года, согласно 172-ФЗ о стратегическом планировании, во всех регионах должны быть приняты государственные программы и бюджетные прогнозы на долгосрочный период. Но на деле они если и принимаются на местах, то не всегда являются рабочим инструментом. К тому же от представителей региональных органов власти приходится слышать: стоит ли планировать на 15 лет вперед, если неизвестно, что будет завтра? А завтра принимается антикризисный план, и все "хотелки" уходят под нож. Согласно исследованию ВШЭ, если цены на нефть не вырастут, то регионам придется сокращаться доходную часть бюджета на 15%. Как заметил один из участников дискуссии, время красивых профицитов осталось далеко позади. Бюджетный прогноз РФ и региона разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет. А для муниципалитета каждые 3 года на 6 и более лет. Местным властям необходимо понимать, какими финансовыми ресурсами они будут располагать в среднесрочной и долгосрочной перспективе. За основу должен быть взят прогноз социально-экономического развития субъекта за этот период.
- Сложности с формированием долгосрочного бюджетного прогноза также возникают из-за отсутствия утвержденного прогноза социально-экономического развития в регионах и незавершенных госпрограмм, - отметил Илья Соколов.
"Сегодня многие региональные Стратегии-2030 можно считать мертворожденными, так как они не стыкуются с требованиями законов", - считает доцент кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС Алексей Алтынцев. Он считает, что нужно подготовить план по приведению документов по стратегическому планированию в соответствие с современной нормативной базой.
Саратовская область показала пример: здесь разработан бюджетный прогноз сразу на 15 лет, причем на 96% он сформирован на основе госпрограмм. "Мы пошли по консервативному пути и в своем прогнозе использовали сценарные условия и ориентиры, основанные на стратегическом развитии области до 2030 года", - рассказал начальник отдела целевых программ Оренбургской области Дмитрий Мусин.
Он сообщил, что одним из инструментов обеспечения сбалансированности областного бюджета на долгосрочной основе станет создаваемый с 2017 года Резервный фонд Оренбургской области. На самом деле такая возможность предусмотрена статьей 81.1 Бюджетного кодекса РФ.
Стратегия для бюджета или бюджет для стратегии? По мнению Ильи Соколова, этот вопрос из разряда, что было вначале - курица или яйцо. Как пояснил модератор дискуссии, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, впервые в законе появилось требование увязать финансовое обеспечение госпрограммы с долгосрочным планированием.
В условиях кризиса и без того резкого сжатия бюджетных расходов, а также усиления концентрации финансовых ресурсов в федеральном центре почти нереально строить долгосрочные прогнозы социально-экономического развития региона, полагает ряд экспертов.
По этому поводу во время Леонтьевских чтений очень резко высказался президент московского фонда "Центр стратегических разработок" Владимир Княгинин. "В ситуации борьбы субъектов РФ за ликвидность все стратегии вредны, - уверен он. - Те, кто этим сейчас занимается, либо двуличны, либо наивны". И посоветовал вернуться к стратегическому планированию не раньше чем через год-полтора.
Сейчас же, по мнению Владимира Княгинина, один из наиболее реалистичных вариантов - сделать ставку на связку региональных программ с федеральным центром. Но всерьез рассчитывать, что большинству регионов удастся предложить свою локальную игру Москве, не приходится.