В российский прокат вышел новый фильм Вуди Аллена
Вуди Аллен снимает фильмы подозрительно часто. За год до премьеры "Иррационального человека" он выпустил "Магию лунного света", где ведущая роль досталась той же Эмме Стоун, а в 2013-м - "Жасмин" с Кейт Бланшетт. Каждая новая лента маститого американского кинодела провоцирует противоречивые толки и сравнения с его же предыдущими работами. Но иногда все-таки хочется вырвать автора из тисков конкуренции с самим собой. Тем более, что на этот раз, несмотря на невысокую оценку зарубежных критиков, фильм вышел действительно любопытным. В "Иррациональном человеке" ядром сюжета традиционно для Аллена становятся трудности конкретной личности. Будучи по совместительству сценаристом картины, Вуди добавил в и без того нелегкую жизнь персонажа сложные любовные отношения и залил все "топпингом" из юмора поверх классической философии.
Некто Эйб Лукас, ученый специалист-философ - социопат, алкоголик, холерик и, естественно, любимец женщин. Его прошлое полно тайн. Мудреной можно назвать его биографию, из которой выросло ветвистое дерево сплетен. Правда, росло оно, скорее, из зерен абсурда. Хотя некоторые из них - например, гибель друга на глазах у Эйба или предательство возлюбленной - похоже, были правдой. По приезду на новое место работы - в университет маленького американского города Брэйлин - нелюдимый преподаватель сразу очаровывает всех вокруг, тем более, что слава о его научных трудах всегда опережает самого Эйба. Закрутив роман с замужней преподавательницей Ритой Ричардс, Лукас не упускает шанса начать встречаться со студенткой-отличницей - рыжеволосой Джилл Поллард. Здесь неизбежен вопрос: неужели эти пресловутые любовные перипетии будут длиною в фильм? Спасибо Вуди Аллену, ответ: нет.
Итак, налицо абсолютное клише. Кудрявая большеглазая отличница, открытая этому миру, тонет в чувствах к несчастному и разочарованному в жизни (или в себе?) преподавателю. И когда кажется, что сюжет застыл в миллиметре от провала в яму штампов, ближе к середине фильма, ровно когда Эйб начинает "дышать", кислород поступает и в сценарий, добавляя картине столь необходимую ей динамику. По сути, "Иррациональный человек" делится на две способные существовать самостоятельно истории. Своеобразная игра Аллена с фабулой смотрится действительно бодро. В противовес откровенно простому подходу к человеческим отношениям тут - закравшаяся в голову профессора навязчивая идея убить человека, что в глазах Лукаса лишь мусор, портящий жизнь окружающим. Раскольников "брейлинского разлива" становится своего рода "миссионером": вдохновенный азарт убийцы рождает в харизматичном ничтожестве чудовище.
Хоакин Феникс "обрастает" пивным животом и неуклюжей сутулостью. Из привычного - глубокая надменная тоска во взгляде. Что до взгляда очаровательно огромных глаз Эммы Стоун, то он водянист, а сама актриса прекрасна в роли категорично романтичной студентки-"ботаника". Иными словами, кастинг, как всегда у Аллена, - на уровне. Дополнением к нему и неплохому сюжету идет прекрасный аудиовизуальный ряд. За съемку (в особенности - за портретные планы) следует поблагодарить оператора Дариуса Хонджи, за звуки - автора вечной музыки Людвига ван Бетховена.
Конечно, к достаточно карикатурным персонажам невозможно относиться серьезно. В этот раз американского ветерана кино точно нельзя назвать инженером человеческих душ. Но инженером моментов, случая, судьбы - можно со стопроцентной уверенностью. Главная болезнь Эйба Лукаса, если задуматься, - разочарование в любимом деле. Его труды столь нематериальны и тщетны, настолько далеки от реальности, что именно урок бесполезности преподаваемой дисциплины профессор и дает своим студентам.
С другой стороны, было бы несправедливо умолчать о том, что в "Иррациональном человеке" Вуди Аллен порой чересчур прямолинеен. Его частая спекуляция Достоевским в качестве символа, ставшая лейтмотивом ленты, кажется излишней. Впрочем, возможно, это лишь строгое суждение соотечественника гения мировой литературы. Любые возможные трещины сюжета тут предусмотрительно заделаны жизненной иронией.
Аллен говорит: ни одна идея не имеет права быть блажью. И говорит это с такими интонациями, что его черный юмор, безусловно, будет понятен далеко не каждому. Скорее всего, здесь нужен "свой" вкус, но кое в чем "Иррациональный человек" все же универсален. Мэтр Голливуда в очередной раз построил свою картину вокруг страшного для любого человека явления - неотвратимости судьбы. Его фильм рассказывает о том, что неумолимый рок по-прежнему существует и будет существовать всегда. А преподнести это удалось весьма и весьма изящно.
4