Фильм "Подарок" стартовал в российском прокате
Успешный американец Саймон (Джейсон Бэйтман) вместе с молодой супругой Робин (Ребекка Холл) и четвероногим Мистером Боджанглзом, лабрадором, названным в честь песни Нины Симон, заселяется в элитный коттедж с большими панорамными окнами и прудиком для карпов на участке. В прогулке по окрестным магазинам чета неожиданно встречает бывшего одноклассника Саймона - Гордона Моузли (Джоэл Эдгертон), в школе носившего прозвище "Гордо-чудик" (Gordo the Weirdo) за странноватое некоммуникабельное поведение. Гордо и правда тип загадочный. "Некоторые со школы совсем не меняются", - замечает Саймон своей жене после общего ужина (впрочем, как выяснится позже, он сам претерпел довольно мало душевных трансформаций со школьных лет).
Гордо неловок в общении, глуховат к расположению духа собеседника, постоянно упускает момент, когда нужно сменить тему, но, кроме того, начинает приносить героям на крылечко совершенно дикие презенты - к примеру, бутылку дорогущего вина или корм для рыб, попутно наполнив пустовавший до этого пруд декоративными карпами. Каждый подарок от Гордо непременно обвязан ленточкой рубинового цвета и сопровождается короткой запиской с множеством жутковато выглядящих смайликов. В довершение всего, Гордо принимается ненормально часто навещать жену главного героя, пока тот находится на работе - неожиданно возникать у двери с очередным гостинцем в руках, заодно одаряя Робин бессонницей и легкой формой паранойи.
Сочинивший такое кино Джоэл Эдгертон был до недавнего времени сравнительно малоизвестным эпизодическим актером, а потом снялся на пару с Томом Харди в спортивной драме "Воин" - и завоевал этой ролью пристальное внимание критиков и публики. Через два года австралиец сыграл заносчивого миллионера Тома Бьюкенена в "Великом Гэтсби", еще через два - фараона Рамзеса в "Исходе" Скотта, а теперь вдруг забрался в режиссерское кресло и, судя по фильму, чувствует себя в нем вполне комфортно.
Строго говоря, в "Подарке" Эдгертон предстает сразу в трех ипостасях - актера, сценариста и режиссера - и во всех случаях справляется с задачей весьма успешно. Он умело выстраивает саспенс (камера оператора Эдуарда Грау ("Погребенный заживо") плавно крадется по долгим коридорам особняка, минуя подозрительно темные углы и пугающие уже одним фактом своего существования повороты), но и бойко разряжает напряжение в "бу-моментах" (скажете, что не вздрогнули вместе с Робин во время сна героини?). Он хорошо понимает психологию своих персонажей, рассуждая о живучести сформировавшихся в детстве замашек, но при этом не особо углубляясь в поведенческую эмбриологию. К тому же, он превосходно чувствует архитектуру детектива, и метко раскидывает толики необходимой для разгадки информации таким образом, что интрига сохраняется до самой драматически накаленной концовки. О которой, кстати, уже завязали спор иностранные кинокритики: одни считают ее добросовестной и крайне эффектной, другие - гнусной и банальной (мы, пожалуй, встанем на сторону первых).
Не стоит также забывать о том, что Джоэл Эдгертон еще и очень неплохой актер, умеющий одинаково хорошо играть самые разноплановые роли. Здесь он - типичный "униженный судьбой" мужчина, который, однако, вопреки известному высказыванию Мэрилин Монро, оскорбить женского персонажа фильма в лице Робин не смеет и вообще обращается с ней крайне обходительно. Героиня Ребекки Холл также старается быть с Гордо приветливой и не придавать значения его маленьким странностям, проявить участие, хоть и сама как никто нуждается в сострадании - не так давно ее первая беременность закончилась выкидышем. Теперь супруги снова пытаются завести ребенка, но (до определенного момента) безуспешно. Вероятно, Робин видит в горемычном чудаке Гордо родственную душу, в свое время тоже здорово искалеченную фатальным стечением обстоятельств. С другой стороны, ей было бы нелишним почитать хорошей психологической литературы вроде "Дара страха" Гэвина де Беккера - тогда, наверное, все кончилось бы куда менее плачевно - по крайней мере, для ее супруга.
3.5