"Окно в Европу" не выявил победителей из-за низкого качества картин

Подведение итогов фестиваля российского кино "Окно в Европу", завершившегося в Выборге, стартовало с утреннего открытого заседания жюри. Обычно это заседание представляет собой формальное мероприятие, во время которого уважаемые кинематографисты с важным видом констатируют, какой прекрасный в этом году был фестиваль и насколько им всем было здорово приехать сюда и получить удовольствие от неровной, но разнообразной конкурсной программы. В этом году все пошло совсем по другому сценарию, когда слово взяла председатель жюри основного конкурса Светлана Проскурина.

Не стесняясь в выражениях, она последовательно разнесла большую часть конкурсной программы Выборга.

- Чтобы сожрать у зрителя два часа его времени, вы должны десять раз подумать - вы о чем вообще с ним разговариваете? - обратилась к режиссерам Проскурина. - Выходит человек и два часа "конструляется" (лексика авторская. - Ред.) по экрану. У него депрессия. С ума можно сойти! С чего начал, тем и закончил свое кино, с ним ничего не произошло. Мы потеряли всякое уважение к зрителю. Какое кино, в какие кинотеатры мы хотим вернуть? Сидят рядом прокатчики, они в ужасе. Какой прокат? Это горячечный сон. Поймите, я не говорю сейчас о фестивале. Здесь чудесная атмосфера. Но для показа здесь выбрано то, что выбрано. И в каком-то смысле это очень цельная программа, которая говорит о том, что со всеми нами происходит. Мы обожрались фальшивостью. Мы даже не понимаем, что мы едим только лапшу "Доширак". Что нам уже нравится ее вкус, цвет. Нам кажется, что это высокая кухня. Но давайте сделаем хоть что-нибудь. Да хотя бы себе врать перестанем.

Пламенная речь Проскуриной не могла не вызвать чувства солидарности у всех, кто отсмотрел конкурсную программу "Окна в Европу"-2015. Этот фестиваль и в иные годы существовал в режиме дефицита достойных картин для конкурса - большинство из них уходило (и продолжает уходить) более престижному "Кинотавру".

Но никто не может припомнить случая, когда абсолютно все конкурсные картины представляли бы собой столь унылое, необязательное, а чаще всего и просто непрофессиональное зрелище.

Имена дебютантов после этого фестиваля запоминать не хочется, а про оглушительные провалы зрелых режиссеров лучше забыть не только зрителям, но и самим мастерам.

В итоге решение жюри оказалось совершенно адекватным качеству показанных работ. Главный приз, "Золотую ладью", в этом году решили присудить не фильму, а актрисе Ирине Купченко. Она вернулась на большой экран после долгого перерыва в психологической драме "Училка" Алексея Петрухина. В этом затянутом, нудном, как жизнь каторжанина, фильме Купченко играет учительницу, у которой в какой-то момент в руках оказывается пистолет, отобранный у одного из учеников.

Весь фильм - поделка нелепая и в плохом смысле театральная, но Купченко и кино, в котором она снялась, умудряются существовать в разных регистрах. Уровень фильма болтается где-то в районе плинтуса, тогда как Купченко демонстрирует великолепную актерскую форму и вообще делает гораздо больше, чем могла бы иная артистка в предложенных обстоятельствах. Спецприз жюри достался другой актрисе - Розе Хайруллиной за небольшую, но с блеском сыгранную роль эксцентричной свекрови в "Норвеге" Алены Званцовой - неожиданно дурновкусной (Званцова все-таки стильный режиссер) вампуке об эмиграции, полной посконной псевдофилософии и пошлых стереотипов о европейцах.

Еще один спецприз достался Юсупу Разыкову за сценарий фильма "Побег из Москвабада" Дарьи Полторацкой - политкорректной мелодраме о том, как сотрудница ФМС становится человеком после знакомства с таджикской девочкой. И это, пожалуй, самый внятный фильм из всего конкурса. Лучшим дебютом назван фарс "Вакантна жизнь шеф-повара" Рустама Ильясова - самый, пожалуй, непротивный из дебютных фильмов Выборга-2015. По крайней мере, режиссер тут показывает, что владеет - пусть и на не очень высоком уровне - базовыми приемами профессии. Для нынешней программы "Окно в Европу" даже такие скромные качества уже тянут на откровение.