С рынка уходят компании, для которых микрофинансирование не является основным бизнесом, или те, у кого закончились деньги акционеров. Давайте рассмотрим, какие есть возможности взаимодействия с финансовыми институтами по привлечению долговых ресурсов и другие источники фондирования МФО, а также почему собственные инвестиционные средства самые дорогие.
Рентабельность большинства микрофинансовых организаций в 2015 году из-за проблем с фондированием, увеличением ставки по привлекаемым деньгам, ослаблением рубля и инфляцией ухудшилась. Фондирование для МФО остается достаточно сложным вопросом. Банковский кредит, выпуск облигаций, деньги физических и юридических лиц - вот скромный список источников финансирования для МФО. И каждый имеет свои нюансы, а главное, стоимость.
Поднятие Банком России в декабре прошлого года ключевой ставки до 17% привело к тому, что стоимость фондирования выросла почти в два раза. При этом после ее снижения стоимость фондирования не торопится вернуться обратно. Если в середине 2014 года ставка привлечения средств в банках для МФО составляла около 15-17%, то сегодня кредитные средства стоят 22-25% годовых. При такой стоимости привлечения рентабельность большей части компаний близка к нулевой.
Еще более серьезной проблемой, чем ставки, стала сложность привлечения средств от банков - почти все они отказывают МФО в выдаче кредитов. У банков банально не хватает ликвидности, а МФО, безусловно, не в приоритете. Европейские рынки капитала для компаний просто закрыты. Кроме того, очень ограниченное количество банков умеет оценивать МФО как заемщика, а изменение политики кредитования занимает очень много времени, да и просто нежелание кредитовать МФО, к сожалению, никуда не делось.
Деньги акционеров один из самых дорогих источников. В отличие от кредита ожидания акционеров от вложения своих средств более высоки. Акционеры хотят дальнейшего участия в прибыли компании и рассчитывают на высокую отдачу от вложенного капитала. К тому же эти деньги не бесконечны.
На втором месте по стоимости деньги от физических лиц. МФО могут привлекать средства физлиц с условием, что договор должен заключаться на сумму 1,5 млн рублей и больше. Так, наша компания сейчас привлекает средства по ставке до 27%. Это крайне дорого. При этом интерес со стороны частных инвесторов к нашим инвестиционным продуктам растет, с начала 2015 года рост портфеля по такому продукту составил 46% по сравнению с началом 2014 года. На конец II квартала 2015 года объем портфеля привлеченных средств от физлиц превысил уже 2 млрд руб. Количество инвесторов составляет уже трехзначную цифру, что дало нам возможность составить портрет нашего потенциального инвестора. Примечательно, что профессиональная деятельность инвесторов МФО чаще всего связана с финансами (45%). Это во многом говорит о высокой степени доверия финансово грамотных людей к сектору МФО и его инвестиционным продуктам.
Параллельно мы активно развиваем новое направление - программу, направленную на привлечение свободных денежных средств от юридических лиц. Только за первую половину нынешнего года объем портфеля вложений юрлиц - резидентов РФ вырос на 80% по сравнению с 2014 годом. Ставки по этому продукту также являются привлекательными на фоне текущего рынка банковских депозитов - в зависимости от сроков размещения собственники бизнеса могут получать доходность от 17% до 25% годовых. Объем привлеченных средств от юридических лиц превышает 1,5 млрд руб.
Выпуск облигаций мог бы дать мгновенную ликвидность, но здесь остро стоит вопрос включения облигаций МФО в ломбардный список, то есть в перечень ценных бумаг, которые ЦБ принимает в качестве залога при выдаче кредита. Пока мы единственные на рынке, кто выпустил бумаги, но если бы у нас была возможность попасть в ломбардный список и повысить свою привлекательность для банков, то, естественно, количество выпусков было бы больше. Нам бы также хотелось, чтобы и другие игроки МФО имели доступ к такому источнику. Это повысило бы прозрачность рынка, а главное, его конкуренцию - основной двигатель любого сектора. На этом фоне последние новости от ЦБ более чем радуют. В июне Банк России сообщил о том, что после создания в РФ национальной рейтинговой шкалы в ломбардный список могут быть включены облигации тех эмитентов, у которых нет необходимой оценки со стороны международных рейтинговых агентств.
В июне Госдума приняла законопроект о деятельности рейтинговых агентств в России, согласно которому российские и иностранные рейтинговые агентства должны получить аккредитацию в ЦБ. При этом им будет запрещено при применении национальной шкалы отказываться от присвоения и отзывать уже присвоенные рейтинги "в связи с решениями властей иностранных государств". ЦБ также планирует в будущем использовать для включения в ломбардный список не международную, а национальную шкалу. Мы приветствуем инициативу Банка России. Эта новация откроет доступ МФО к новым финансовым инструментам наряду с банками и увеличит объемы кредитования населения и малого, и микробизнеса.
Как серьезный фактор, оказывающий непосредственное влияние на фондирование МФО, важно отметить инициативу ЦБ по двухуровневому регулированию микрофинансового рынка. Если эта реформа будет реализована, то право компаний с большим капиталом привлекать средства физических лиц будет расширено, а компании с небольшим капиталом его утратят.
Разделение рынка поможет защитить инвесторов от компаний, которые привлекают средства под ставки выше 30%, а затем рушатся как финансовые пирамиды. Также вместе с введением обязательного членства микрофинансовых компаний в саморегулируемых организациях эта инициатива должна облегчить работу регулятора по надзору за тысячами МФО. В банковской системе такое положение вещей существует уже давно. Микрофинансовый рынок в этом плане ничем не отличается, его таким же образом нужно регулировать.