24.08.2015 17:05
    Поделиться

    VOD: Видео, которое всегда с тобой

    По статистике, мы уже не смотрим телевизор в таком же объеме как несколько лет назад: все больше людей находят нужное видео в интернете, а в мире набирает обороты система VOD - "видео по запросу". О том, что ждет зрителей в будущем, которое для определенной части аудитории уже наступило, "РГ" рассказал Сергей Спиридонов, глава кинопрокатной компании "Вольга" и в недавнем прошлом топ-менеджер ведущих телеканалов.

    Система VOD меняет, говоря языком менеджеров, потребление контента. У нас есть люди, которые уже ею пользуются, даже не подозревая об этом.

    Сергей Спиридонов: Прежде всего, уточню: я - не технарь, не инженер, поэтому расскажу что такое VOD с точки зрения человека, который много лет занимался контентом. Когда говорят о VOD, подразумевается, что кино, спортивные передачи, спектакли, мультфильмы, документальные фильмы и прочее зритель может получить на любое просмотровое устройство: стационарный компьютер или телевизор, планшет, телефон и так далее. Есть платные и бесплатные модели работы VOD. Последние, как правило, отягощены рекламой. В определении уже все сказано - вы запрашиваете то, что хотите посмотреть, и вы это получаете - в удобной для вас форме, в удобное для вас время, в удобном для вас месте.

    Сегодня все больше зрителей уже не смотрит то, что предлагает телевидение в определенный момент времени. Есть так называемые предложенный и отложенный просмотр. Да и торрентами сегодня пользуются все реже.

    Сергей Спиридонов: Давайте определимся. Торренты - это пиратство, и мы сейчас не о них говорим. Это - пиринговые технологии, которые позволяют пользователю интернета дотянуться до контента, где бы он ни находился. Это просто файлообменники. Один человек выкладывает в Сеть, другие имеют возможность дотянуться. К правообладанию это не имеет никакого отношения. На индустрию это, безусловно, оказывает суровое влияние. Особенно на нашем не совсем развитом с правовой точки зрения рынке. Да, история у нас тяжелая: в стране понятие "интеллектуальная собственность" трудно прививается. Мы платили за телевизор всего один раз - в момент покупки, а дальше нажимали кнопку и смотрели, что нам показывают.

    Система VOD появилась еще в 90-х годах прошлого века в Гонконге. В России она начала внедряться только в 2010 году?

    Сергей Спиридонов: Да, мы по многим технологическим параметрам отстаем от мирового рынка, но это не значит, что находимся "позади планеты всей". Официально VOD появилось в мире всего 15 лет назад. У нас - пять-шесть лет назад. Но статистика говорит о том, что российский рынок "видео по запросу" - самый крупный в Европе. У нас уже 60 с лишним миллионов его уникальных пользователей. Среднестатистический россиянин смотрит телевизор четыре часа в день. Просмотр им же видео в интернете занимает значительно меньше времени - около двух часов. Но телевизор приблизительно столько же смотрели и 10, и 20 лет назад, а видео в Сети набрало эти показатели всего за несколько последних лет.

    Человек вечером приходит домой, заходит в интернет и смотрит то, что хочет.

    Сергей Спиридонов: Дело не только в интернете, который в данном случае - просто способ доставки. Модель "видео по запросу" столь привлекательна, потому что доступна везде. Этой штукой мы можем пользоваться в метро, в машине, в поездах... Конечно, при наличии интернета. Практика потребления контента совершенно меняется. Технологии развязывают нам руки, делают нас свободными. Недаром говорят, что традиционное, "линейное" телевидение в привычном для нас виде доживает последние годы. Только не надо это называть "смертью ТВ", это просто его эволюция.

    В VOD есть и система игр?

    Сергей Спиридонов: Да. И вы правы - несмотря на большое количество людей, которые пользуются просмотром видео в Сети, далеко не все представляют себе реальный объем услуг. Все слышали про Smart TV - технологию, которая "поженила" интернет и телевидение и многократно увеличила возможности последнего. Один из видеосервисов, использующих технологию OTT (Over The Top - контент доставляется потребителю без помощи посредника-оператора, прямо через интернет) полтора года назад запускал этот свой сервис. И его сотрудники жаловались, что пользоваться услугами "умного телевидения" начали только порядка 10% подписчиков. Позже выяснилось, что люди просто не в курсе. Разъяснили, и сразу же количество пользователей выросло втрое.

    Мы привыкли к тому, что фильм выходит в прокат, считаются сборы за первый уикенд и так далее. Система "видео по запросу" абсолютно меняет и эту модель, потому что не все фильмы, которые в ней появляются, показывают в кинотеатрах. Сейчас я говорю, например, о фильме "Версальский роман" (А Little Chaos), который ваша прокатная компания предлагает смотреть с конца августа - и только в интернете. Я его видела - он был фильмом закрытия кинофестиваля в Торонто в прошлом году, и в кино его тоже многим было бы интересно посмотреть.

    Сергей Спиридонов: Привычная модель "потребления" кино, или "жизни фильма" существовала практически без изменений долгие годы. Фильм сначала выходил на экраны кинотеатров. Через какое-то время его можно было увидеть на платных телеканалах. Затем - на DVD, и вслед за этим - на бесплатных каналах. С появлением интернет-технологий все поменялось. Мы напрямую дотягиваемся до потребителя - того зрителя, который нам нужен. Все знают, что костяк киноаудитории составляют молодые люди - до 35 лет. Значит ли это, что остальным это кино не нужно? Нет! Значит ли это, что все достойное внимания и потенциально интересное для нашей аудитории, что производит индустрия в нашей стране или за рубежом, попадает в кинотеатры? Нет! От силы туда поступает 10-15%. Что-то неинтересно с точки зрения ремесла или по социокультурным причинам. Но остается еще порядка 30-40% контента, который до зрителя просто не доходит. В кинотеатрах сейчас 80% кассы делается за счет блокбастеров с многомиллионными бюджетами. Соответственно, кино превращается в аттракцион. И традиционная система проката дает очень мало шансов "другому" кино.

    Есть еще фильмы, которые выходят в ограниченный прокат...

    Сергей Спиридонов: Это когда фильм выходит не одной-двумя тысячами копий, а на 100-150 копиях. Это означает очень небольшое количество сеансов в кинотеатрах, да и то - лишь в крупных городах. А мы с помощью системы "видео по запросу" хотим дать любому зрителю, где бы он ни находился, возможность дотянуться до кино легально и в прекрасном качестве. Фильм "Версальский роман" - лишь первая ласточка. Наша задача такие релизы делать как минимум раз в месяц в течение ближайшего года, а дальше наращивать количество фильмов. И разумеется, мы ориентируемся не только на зарубежный продукт, но и на отечественный. Это тот же прокат - только в новой форме. И тут нас поддерживают ведущие VOD-платформы.

    Имеет смысл разъяснить, что такое VOD-платформа.

    Сергей Спиридонов: Ведущих игроков на рынке не так уж много. Есть iTunes, Google Play, ОККО, ivi, Megogo - порядка 20 компаний. У них разные модели работы. У нас до недавнего времени в основном пользовались той моделью, которая поддерживается за счет рекламодателя. А самая распространенная стриминговая модель на Западе - "подписная": вы платите определенную сумму в месяц и получаете на это время полный доступ к сервису и, если это, скажем, Netflix - перед вами тысячи и тысячи наименований. Вы, наверное, слышали про него?

    Это был как раз мой следующий вопрос. Говоря про "видео по запросу", мы не можем обойти Netflix - интернет-сервис, которого в России пока нет. А в мире у него более 50 млн подписчиков - люди смотрят то, что хотят смотреть.

    Сергей Спиридонов: Netflix как раз представляет собой VOD-платформу или онлайн-кинотеатр. Это один из крупнейших игроков на рынке, который вырос в конце 90-х годов из компании, специализировавшейся на рассылке заказанных пользователями DVD по почте. За 5-8 лет компания переместились в онлайн и, по сути дела, совершила революцию в области новых технологий. Запустился сервис в США, сейчас он действует примерно в 50 странах, и к концу 2017 года планирует охватить весь мир. В Россию Netflix обещает прийти к концу 2016 года. Как появление Netflix повлияет на наш рынок? Наверное, в целом он будет консолидироваться и в перспективе на нем останется 4-5 игроков. Приход Netflix этот процесс интенсифицирует: у него самый крупный каталог.

    И еще - он стал первой подобного рода платформой, которая начала производить собственный оригинальный контент высокого качества. Он сопоставим с лучшими образцами телевизионной драмы. Сериал "Карточный домик" был лишь первой ласточкой. А это было всего два года назад. Сегодня у них оригинального собственного продукта уже сотни часов. И, насколько я знаю, они планируют потратить в следующем году на производство нового контента 6 млрд долларов - а это, даже по западным меркам, очень большая сумма.

    Пока к нам не пришел Netflix, может появиться в России что-то такое, что могло бы с ним конкурировать?

    Сергей Спиридонов: Мне кажется, это не совсем правильная постановка вопроса - давайте сделаем свой Netflix. Для этого нужно пройти определенные этапы развития. Ни одна из самых продвинутых наших платформ к этому пока не готова. Не пустить сюда Netflix проблем не будет. Пострадает, как всегда, потребитель, который уйдет опять же в пиратскую зону интернета. Все должно работать параллельно. У наших компаний очень приличные перспективы остаться на рынке значимыми игроками. И не надо никого бояться. Тот же Netflix ведь не один. Например, Amazon - все его знают, как открытый интернет-магазин. Но он уже третий год выступает и на VOD-рынке и тоже производит свой оригинальный контент. Сериал "Босх", например. У них несколько другая модель - они уже третий год подряд снимают "пилоты" сериалов за очень большие деньги и выкладывают их онлайн для свободного просмотра.

    Чтобы изучить спрос и "подсадить" зрителя?

    Сергей Спиридонов: Совершенно верно. И потом по количеству просмотров определяют, что запускать в производство, а что - отложить. Сервис HULU идет по тому же пути.

    Кстати, HULU брали и наши сериалы, например, производства СТС.

    Сергей Спиридонов: Уверяю вас, и тот же Netflix, и кто угодно другой как только придет на наш рынок, тоже будет брать наши сериалы и фильмы и активно предлагать их зрителю. Ведь это же Россия.

    Типы VOD

    • FVoD (Free Video on Demand) - предоставляется практически безграничный доступ к видео, бесплатно и без демонстрации рекламы;
    • AVoD (Advertising Video on Demand) - доступ к видео предоставляется вместе с рекламой, которая демонстрируется в видео с определенной периодичностью;
    • SVoD (Subscription Video on Demand) - доступ к видео через покупку подписки;
    • VoD (Transactional Video on Demand) - платный доступ к видео, ограниченный либо по количеству просмотров, либо по времени. Например, видео необходимо посмотреть в течение 30 дней со дня покупки и 48 часов с момента начала просмотра;
    • EST (Electronic Sell-Through) - платный доступ к видео, практически не ограниченный ни количествами просмотром, ни временным промежутком (возможны определенные ограничения со стороны правообладателей).

    Видео, за просмотр которых нужно платить (SVoD, TVoD, EST), обычно имеют специальную защиту, которая намеренно ограничивает либо затрудняет различные действия с ним (копирование, модификацию, просмотр, скачивание на носитель и прочие) в целях соблюдения авторских прав. (Источник - Википедия).

    Первая ласточка: "Версальский роман"

    Фильм Алана Рикмана "Версальский роман" можно смотреть в интернете с 20 августа. Талантливая девушка Сабин (одна из лучших ролей Кейт Уинслет), садовник-декоратор, мечтает спроектировать что-то грандиозное. Ее мечты начинают воплощаться и теперь Сабин предстоит решить сразу две непростые задачи: разрушить предрассудки при дворе Людовика XIV и построить один из главных садов Версальского дворца. Но она запутывается в своих профессиональных и романтичных отношениях с известным ландшафтным архитектором, которого играет Маттиас Шонартс. Сам Алан Рикман также появляется в фильме. И, как нетрудно догадаться, вовсе не в эпизодической роли.

    Поделиться