"Скандинавский форсаж" принял эстафету у морально умершей франшизы

Август 2015 года преподнес любителям скандинавского кино необычный подарок. В отечественном прокате появился фильм норвежского режиссера Халлварда Брэина "Скандинавский форсаж" (Børning). Но если седьмая часть оригинального "Форсажа" окончательно доказала, что проект морально умер (принеся при этом, как ни парадоксально, весьма внушительные сборы), то идея пустить у нас в прокат северную вариацию на ту же тему - на самом деле, не такая уж эксцентричная затея, как может показаться на первый взгляд.

4.0

К чести переводчиков, именно вышеозначенный перевод наиболее точно раскрывает содержание фильма. В нем присутствуют все узловые компоненты драмы такого рода: непростая личная жизнь героев, событие, которое существенно меняет ее течение, непосредственная причина автомобильного заезда, развитие действия и характеров героев во время самих гонок и развязка. Только на этот раз все обозначенные этапы реализуются по-норвежски неторопливо и основательно, живописуя основные дилеммы жителей страны эльфов и троллей.

Прежде всего, это семейные отношения. К сожалению, в Скандинавии процент разводов беспрецедентно высок, даже при том, что помимо брака существуют и куда более распространенная форма создания семьи - сожительство, причем в разнообразных с точки зрения налоговых и других юридических последствий видах. Рой, главный герой, является типичным "папой в отпуске", который видит свое чадо раза два в год, когда бывшая супруга привозит ребенка погостить к отцу. Рой не видел свою дочь Нину целых три года, и за это время она превратилась из шебутной девочки в задумчивого подростка, с недоверием относящегося ко всем вокруг, но одновременно желающего найти в своем окружении некий идеал. Такое состояние не знает милосердия, и любое неосторожное действие со стороны ничего не подозревающего объекта исследования может обернуться беспощадной местью. Однако последствия своих воздаяний настолько пугают Нину, что она со всей неуклюжей простотой пытается загладить произошедшее, с удовлетворением про себя отмечая, что сумела вывести родителя из себя.

Другой краеугольный камень норвежского бытия - законопослушность. Такой проступок, как превышение скорости заставляет сердца викингов учащенно биться и вселяет в них какое-то нервно-паралитическое бесстрашие. Оборотной стороной является беззаветное служение закону, как в случае с офицером полиции Филипом Морком, которого блистательно сыграл Хенрик Местад. Этот заядлый охотник и рыболов готов по первому профессиональному зову сорваться с места и начать преследование бесстыжих гонщиков, нарушающих скоростной режим. Он не боится быть смешным, отрицает существование безвыходных ситуаций и внешне никогда не теряет хладнокровие. Состояние гончей перед забегом в нем изобличает только слегка безумный блеск в глазах и раздувающиеся ноздри.

Третий компонент, представляющий собой общескандинавский феномен, - это стремление к самоорганизации, сотрудничеству и взаимомпомощи. Участие в бесчисленных профсоюзах, от собственников велосипедов, до владельцев лысых кошек - национальный спорт и способ респектабельного времяпрепровождения. Во время заездов зритель несколько раз сталкивается с трогательными историями, свидетельствующими о том, что без деятельности на благо ближнего или всего общества жизнь теряет привлекательность в глазах скандинавов.

Еще одна важная черта - замкнутость и всеобщая установка на блокирование эмоций, особенно тех, что связаны с сильными внутренними переживаниями, будь то влюбленность, желание подружиться или попытка справиться с внезапно обрушившейся болезнью. Узнав о болезни друга из автосервиса, приятели не знают, как быть и утешают себя тем, что не смогли найти никакой информации о редкой болезни. Это в их глазах подтверждает то, что ее не существует. Рой, случайно дав Нине попробовать сэндвич, в котором присутствуют орехи, спровоцировал астматический приступ у дочери. Позабыв обо всем, бешено мчась по направлению к больнице, он впервые задумался о своих чувствах к ней. Перед ним проплывает ее младенчество, угроза жизни из-за перенесенной желтухи - и давно забытые чувства, которые испытал молодой родитель, через много лет наполняются новой силой и содержанием.

Последняя составляющая - увлечение, становящееся страстью и сметающее все преграды на своем пути, атрофируя целые фрагменты повседневного существования. Наглядной иллюстрацией подобной модели поведения становится интроверт ТТ, для которого гонки являются единственным смыслом жизни. Встреча с ним много лет назад на одном из пригородных шоссе в корне изменила жизнь молодого Роя. Он поддался соблазну устроить импровизированный забег с ТТ, но не справившись с управлением во время обгона, попал в аварию со своей беременной женой. Одно необдуманное движение привело к преждевременным родам жены, попаданию Рона в тюрьму, а также инициировало бракоразводный процесс, разлучивший его с Ниной. Все это - дела давно минувших лет. Но ТТ все помнит и хочет поквитаться с Роем.

Создатели фильма очень ответственно отнеслись к съемкам природы и выбору музыки. Мы имеем возможность проследить путь гонщиков по всей Норвегии - вплоть до мыса Нордкап. Лилово-малиновые закаты, утопающие в изумрудной дымке водной глади, восходы солнца, высвечивающие на пыльной горной породе ослепительно-белые островки снега, отвесные фьорды, держащие на своих плечах извилистые дороги - все это предстает перед нашим взором.

Выбор музыки временами разочаровывает, а порой - восхищает, очень точно передавая душевный настрой героев. Засилье американской культуры, заимствуемой в Скандинавии с минимальными адаптациями к собственным традициям, заставляет испытывать некоторую неловкость, но местные версии ряда песен вызывают умиление. Многие традиционные композиции удачно дополняют этот калейдоскоп, придавая работе законченность, на которую заявленная в фильме тема изначально никак не претендует. На горных виражах вас поджидают чудеса.