25.08.2015 00:42
    Поделиться

    В Совфеде предложили поощрять добросовестные компании

    В Совете Федерации предлагают ввести преференции для российских компаний, которые являются добросовестными налогоплательщиками. Они могли бы состоять из освобождения от проверок на определенный срок, упрощения и ускорения административных процедур, выделения субсидий, предоставления налоговых отсрочек.

    "Необходимо создать Золотой фонд бизнеса России, в него могут войти предприятия и бизнесмены, исправно исполняющие свои налоговые обязательства, - заявил сенатор от Республики Алтай Владимир Полетаев. - Тех, кто из года в год исправно платит налоги, нужно поддерживать и поощрять, снизив если не финансовое, то хотя бы административное бремя".

    Полетаев отметил, что подобная практика реализуется на Алтае, где в целях поощрения добросовестных участников рынка был запущен проект "Сертификат доверия", в рамках которого налогоплательщики освобождались от налоговых проверок на срок от 3 до 5 лет при условии своевременной уплаты налогов.

    "Наши налоговые органы уже давно умеют вычислять компании, к которым следует прийти с проверкой на основе "Концепции планирования выездных налоговых проверок", утвержденной еще в 2007 году", - говорит Елена Лазарева, руководитель проектов практики "Юридическое и налоговое сопровождение" Консалтинговой группы "НЭО Центр". В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@) приведены критерии, используемые налоговыми органами в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. К числу таких признаков относятся: низкая налоговая нагрузка, систематическая убыточность деятельности, крупные налоговые вычеты, низкий уровень зарплаты работников, активное использование посредников, непредставление пояснений налоговому органу, низкая рентабельность, миграция между налоговыми органами и некоторые другие", - перечисляет Максим Ровинский, партнер юридической фирмы "ЮСТ".

    В Концепции прямо указано, что система планирования выездных налоговых проверок базируется на том, чтобы снизить контроль за добросовестными налогоплательщиками. "По идее, если компания не обладает ни одним из указанных негативных признаков, налоговые органы не должны ее тревожить выездными налоговыми проверками, - отмечает Максим Ровинский. - Однако на практике все обстоит не так. Государство в лице налоговых органов интересуют богатые и платежеспособные налогоплательщики". Например, организации, отнесенные к категории крупнейших, подлежат обязательному включению в план внеплановых выездных проверок в порядке первой очереди (раз в два года) независимо от того, подпадают они под какой-либо критерий, перечисленный в Концепции, или нет. Во вторую очередь проверяются коммерческие организации, получающие прибыль и выплачивающие значительные суммы физическим лицам (100 млн рублей и более в год). И только в третью очередь в план проверок включаются плательщики, отобранные в соответствии с Концепцией".

    По сути, инициатива заключается в том, чтобы снизить контроль за теми организациями, которые сама налоговая служба считает добросовестными. "Было бы разумным ввести законодательный запрет на выездные проверки в отношении налогоплательщиков, пока налоговым органом не будет выявлен хотя бы один из признаков, перечисленных в законе (аналогичных названным в Концепции)", - считает Ровинский. Это было бы стимулом к наращиванию деятельности в рамках одного юридического лица и снизило бы тенденцию к дроблению бизнеса и созданию фирм-однодневок. "Преференции нужны всем компаниям, - считает Елена Лазарева. - Но прежде всего они нужны тем, кто своевременно исполняет обязанности налогоплательщика и не использует в своей деятельности какие-либо схемы, приводящие к получению необоснованной налоговой выгоды". По мнению экспертов, это могло бы существенно усовершенствовать систему контроля. Внимание проверяющих наконец-то переключилось бы именно на "проблемный" бизнес, не позволяя последнему уходить от ответственности. Нужно в целом поменять подход государства к пресечению нарушений, считают эксперты. "Весь бизнес априори добросовестный. Независимо от того, есть у него сертификат или нет, - напоминает Михаил Александров, партнер Адвокатского бюро А2. - А вот с нарушителями надо бороться".

    К числу "неприкасаемых" можно было бы отнести компании, которые работают не менее 5 лет, исправно предоставляют отчетность, оплачивают налоги и при этом регулярно получают свою прибыль на уровне не ниже среднеотраслевого. "Они достойны дополнительных поощрений в виде любых налоговых преференций", - считает Елена Лазарева. Помимо этого, критерием может являться использование организацией системы выплаты "белых" зарплат. "Говоря в общем, основной целью такого проекта должно стать поощрение организаций, ведущих деятельность в точном соответствии с правилами, установленными государством", - говорит Артем Сирота, партнер юридического бюро Sirota & Partners.

    Определенные преференции компаниям, своевременно и в полном объеме уплачивающим налоги, уже существуют. "Так, справку об отсутствии налоговой задолженности часто требуют от участников госзакупок, а компании, своевременно и в большом объеме уплачивающие НДС, могут иметь право на его возмещение в заявительном, то есть, по сути, ускоренном порядке", - отмечает старший юрист юридической фирмы Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Недавнее решение о трехлетнем моратории на проведение проверок также дополняет перечень преференций для добросовестных компаний.

    Когда-то была практика вручения своеобразных "грамот" от налоговых органов. "Почетный налогоплательщик" или что-то в этом роде. А в последнее время налоговые только вводят все новые и новые формы уведомлений и сообщений. А любые индивидуальные преференции - это только повод для лишней коррупции.

    Поделиться