26.08.2015 15:22
    Поделиться

    Фильм "Каникулы": как ухудшить не смешную старую комедию

    В России выходит продолжение вышедшего в 1983 году в США фильма "Каникулы", который по загадочным причинам полюбился американцам и до сих пор почему-то считается классикой голливудской комедии. И хотя шутки, которыми режиссер Харольд Рэмис в далеких восьмидесятых смешил зрителей, покажутся наивными и плоскими даже ценителям журнала "Ералаш", за первым фильмом последовал целый ряд не менее дурацких сиквелов, тоже находивших своего зрителя. А недавно двое наших современников Джон Дейли и Джонатан Голдштейн затеяли реанимировать искрометную франшизу, ради чего решились на режиссерский дебют.

    1.0

    По отношению к первому фильму новые "Каникулы" - одновременно и сиквел, и ремейк. В нем задействованы и полюбившиеся ценителям подобного юмора безмозглые детишки - только подросшие, и не менее симпатичные родители - только постаревшие. При этом сюжет в целом повторяет оригинальный сценарий - с некоторыми, конечно, изменениями. С учетом, если позволите, эволюции запросов зрителя. Иными словами, возросло число уморительных реплик, связанных с половыми отношениями. И, конечно, теперь в широком ассортименте представлены шутки про гениталии, фекалии и рвоту (а также - самоубийства), которые авторы, похоже, открыли для себя недавно - судя по энтузиазму, с которым они бросились вставлять все это в свое дебютное творение.

    Собственно, о том, что фильм претендует на бесхитростное наследие работы Рэмиса, намекается уже вступительной заставкой: та же музыка и та же задумка, только вместо старых открыток с каникул нам демонстрируют нелепые отпускные фотографии. Знаки времени налицо: размазанные по физиономии сопли, вываливающиеся из плавок ягодицы, двусмысленные позы. Так зрителя готовят к просмотру семейной комедии. Дальше - еще веселее.

    Главный герой - Расти Гризвольд, сын центрального персонажа прошлых фильмов. Он успел обзавестись не только женой и двумя сыновьями, но и характерными для своего возраста проблемами на работе и дома. И неунывающий сангвиник Расти решает отправиться со своим семейством в другой конец страны в тот же парк, куда с приключениями вез его отец пару десятилетий назад. Его супруга - дамочка с отвязным студенческим прошлым, и раскрытию этой тайны посвящена одна из самых омерзительных (то есть - "смешных") сцен фильма. Изюминкой картины ее создатели, вероятно, считают отношения между сыновьями. Увы, фильм бы не удалось спасти даже если бы все актеры не переигрывали. Потому что сами персонажи просто удручают своими попытками быть похожими на живых людей. Старший сын должен казаться ранимым и творческим, а на самом деле жалок и утомителен. Младший позиционируется как ядовитый циник, но вместо этого остается просто малолетним придурком, чье мировоззрение иллюстрируется фразой: "Это лучшее, что я видел в жизни" при взгляде на находящуюся в самом неприглядном виде пьяную мать (в связи с этим особенно умиляет попытка авторов обогатить свое творение некой моралью и показать, что фильм на самом деле - о семейных ценностях). Если такой милый сорванец вам не кажется смешным, берегитесь: будет непросто досидеть до конца сеанса.

    А если словосочетание "современная американская семейная комедия" и даже слоган фильма "Что могло пойти не так?" (кстати, он встречается сразу у двух "шедевров", идущих сейчас в кино - у создателей современных комедий мысли сходятся, и это вряд ли случайно) не настроили вас должным образом, ситуацию быстро исправит первая же сцена фильма. Тут вам сходу продемонстрируют основной тактический прием режиссеров, давно известный всем школьникам мира: шутка, повторенная во второй раз - вдвое смешнее. Но Дейли и Голдштейн смогли модернизировать этот классический принцип, так что некоторыми из этих уморительных острот вы будете наслаждаться и по три раза. Если же шутку повторить не удается, соответствующую сцену затянут до такой степени, что вы начнете тихо подвывать.

    Что же касается самих шуток, то в их качестве можете не сомневаться: господа Джон и Джонатан пользуются только проверенными рецептами. Когда глава семьи, желая продемонстрировать противоударную защиту в машине, просит захлопнуть дверь, пока он держит перед ней руку, будьте уверены: ему будет очень больно (во всяком случае, вас попытаются в этом убедить при помощи скромных актерских способностей Эда Хелмса). И вы, конечно, можете рассчитывать на повторение этого упоительного аттракциона - причем сразу же.

    Кстати, о машине. Создатели чрезвычайно гордятся своей "находкой": незадачливый Расти вместо "нормального" автомобиля взял в прокат албанский. Представляете? Албанская машина! Смешно же. Нет? Ничего не поделаешь. Шутки про "Тартана Скакуна" (да, он так называется, и это тоже такая шутка) будут преследовать вас до самой развязки, когда он (вы не поверите) все-таки разлетится на части.

    Или представьте себе ситуацию: семейство Гризвольдов решает объехать пробку к спа-курорту по лесной дороге и обнаруживает водоем со специфическим запахом и коричневой субстанцией на дне. Не нужно быть кандидатом наук, чтобы догадаться, что водоем оказывается совсем не тем, что искали Гризвольды. Но не расстраивайтесь: предсказуемость и примитивность юмора вам компенсируют с лихвой за счет дикого количества подробностей (в случае с водоемом персонажи, например, будут весьма долго и с упоением обмазываться коричневой субстанцией, при этом комментируя ее вкусовые качества), чудовищным переигрыванием и крайне тупыми репликами.

    Если найдутся читатели, которым вышеприведенные примеры покажутся спойлерами, им следует не посочувствовать, а позавидовать: при такой простосердечности, наверное, смешной до сих пор кажется даже известная шутка про дискотеку червячков.

    По честному признанию самих авторов, Расти Гризволд "расширяет границы идиотизма". Не совсем понятно только - зачем ему этим заниматься в кинотеатрах, и так переполненных поделками низкого качества. 

    Поделиться