27.08.2015 00:00
    Поделиться

    Утверждено Положение о разработке и реализации стратегии пространственного развития России

    Утверждено Положение о разработке и реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации
    Дата подписания: 20.08.2015Опубликован: 27.08.2015

    В соответствии с частью 5 статьи 20, частью 5 статьи 40 и со статьей 42 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые:

     Положение о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации;

     Правила осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации.

     2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 370 "О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1820).

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    Д. Медведев


    Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.08.2015.


    Положение о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации

    1. Настоящее Положение определяет содержание, состав, порядок разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее - стратегия) и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации.

     2. Стратегия разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

     3. Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели и задачи комплексного регионального развития Российской Федерации, направленным на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации и снятие инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии территорий, включающим предложения о совершенствовании системы расселения и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации.

     4. Стратегия разрабатывается применительно ко всей территории Российской Федерации с детализацией ее положений по субъектам Российской Федерации на период, на который разрабатывается стратегия социально-экономического развития Российской Федерации.

     5. Стратегия утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации.

     6. Стратегия включает в себя:

     а) анализ особенностей и проблем пространственного развития Российской Федерации, содержащий оценку факторов, условий и рисков пространственного развития Российской Федерации, в том числе существующей системы расселения на территории Российской Федерации, природно-ресурсного и производственного потенциалов, транспортного и энергетического каркасов, пространственных аспектов межрегионального, приграничного и международного сотрудничества, а также иные оценки, связанные с пространственными аспектами экономического и социального развития Российской Федерации;
     б) принципы и приоритеты пространственного развития Российской Федерации;
     в) цели и задачи пространственного развития Российской Федерации;
     г) сценарные варианты пространственного развития Российской Федерации, в том числе приоритетный (целевой) сценарий;
     д) основные положения в сфере пространственного развития Российской Федерации, в том числе:

     приоритеты совершенствования системы расселения на территории Российской Федерации и механизмы стимулирования расселения в соответствии с приоритетными направлениями совершенствования системы расселения;
     направления изменения структуры экономики Российской Федерации в региональном аспекте;
     перспективные конкурентные преимущества и экономическая специализация субъектов Российской Федерации в межрегиональном разделении труда в соответствии с их типологической принадлежностью, учитывающие принципы обеспечения согласованности приоритетов отраслевого и регионального развития;
     прогноз (оценка) потребности субъектов Российской Федерации в трудовых ресурсах с учетом перспективной экономической специализации и прогнозов социально-экономического развития соответствующих территорий;
     прогноз (оценка) потребности в размещении и развитии федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры с учетом перспективной экономической специализации соответствующих территорий;
     перечень потенциальных территорий опережающего социально-экономического развития, основанный на комплексной оценке и анализе условий и потенциалов пространственного развития Российской Федерации;
     варианты территориального размещения национальных технологических платформ;
     направления интеграции Российской Федерации в единое евразийское и мировое экономическое пространство;
     состав макрорегионов на территории Российской Федерации;
     результаты отнесения городов и регионов Российской Федерации к определенным типам;
     е) показатели пространственного развития Российской Федерации, в том числе значения этих показателей, установленные для каждого этапа реализации стратегии и на окончание периода ее реализации в соответствии с приоритетным сценарием пространственного развития Российской Федерации;
     ж) этапы реализации стратегии;
     з) механизмы достижения установленных приоритетов и целей пространственного развития Российской Федерации, в том числе определение необходимости корректировки действующих (разработки новых) схем территориального планирования Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий с целью удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации в размещении и развитии федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
     и) приложения, содержащие в том числе материалы в графической форме, отображающие основные положения в сфере пространственного развития Российской Федерации.

     7. При подготовке стратегии разрабатываются обосновывающие материалы, которые включают в себя статистические, аналитические, картографические и иные материалы, определяющие и иллюстрирующие основные решения и положения стратегии. Указанные материалы не входят в состав документа, утверждаемого распоряжением Правительства Российской Федерации.

     8. Входящие в состав стратегии графические материалы (карты, схемы), отображаемые на электронных носителях, формируются на базе слоев цифровой картографической основы схем территориального планирования Российской Федерации с учетом современных технологий пространственного проектирования.

     9. Стратегия разрабатывается Министерством экономического развития Российской Федерации при взаимодействии с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством образования инауки Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. К разработке стратегии привлекаются научные, проектные и исследовательские организации.

     10. В ходе подготовки стратегии федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают достоверность предоставляемой информации.

     При подготовке стратегии используются федеральная информационная система стратегического планирования и другие федеральные информационные системы и информационные ресурсы.

     11. Для разработки стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации утверждает состав межведомственной рабочей группы по подготовке стратегии, в который входят представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также научных, проектных и исследовательских организаций.

     12. Разработка стратегии осуществляется в соответствии со следующими этапами:

     а) выбор привлекаемых к разработке проекта стратегии научных, проектных и исследовательских организаций;
     б) сбор и обработка информации, необходимой для разработки стратегии;
     в) подготовка проекта концепции стратегии, его рассмотрение и одобрение межведомственной рабочей группой по подготовке стратегии;
     г) подготовка проекта стратегии в соответствии с одобренной концепцией, его общественное обсуждение и согласование с участниками разработки стратегии;
     д) внесение в установленном порядке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении стратегии в Правительство Российской Федерации.

     13. Министерство экономического развития Российской Федерации обеспечивает размещение стратегии в федеральной информационной системе стратегического планирования.

     

    Правила осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации

     1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее - стратегия).

     2. В целях контроля реализации стратегии Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, участвующими в реализации стратегии, проводится мониторинг реализации стратегии.

     3. Реализация стратегии осуществляется в соответствии с планом реализации стратегии, который разрабатывается Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами государственной власти в течение 6 месяцев со дня утверждения стратегии и утверждается Правительством Российской Федерации.

     4. План реализации стратегии разрабатывается на период ее реализации и содержит перечень наиболее важных социально значимых мероприятий и контрольных событий с указанием сроков их исполнения и ответственных исполнителей.

     5. Мониторинг реализации стратегии осуществляется на основе оценки исполнения мероприятий плана реализации стратегии и комплексной оценки достижения значений показателей пространственного развития Российской Федерации, предусмотренных стратегией.

     6. В ходе мониторинга реализации стратегии также осуществляется:

     а) сбор и систематизация информации о корректировке документов территориального планирования Российской Федерации и о реализации инфраструктурных проектов, реализующихся в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, и анализ этой информации на предмет соответствия положениям стратегии;

     б) оценка данных о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте на предмет соответствия приоритетам совершенствования системы расселения и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, предусмотренным стратегией.

     7. В целях проведения мониторинга реализации стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации:

     а) разрабатывает и утверждает форму отчета о реализации стратегии и доводит ее до ответственных исполнителей мероприятий (контрольных событий) плана реализации стратегии;

     б) организует сбор и обобщение информации о выполнении основных мероприятий (контрольных событий), предусмотренных планом реализации стратегии, и других данных, включая данные государственной статистики, необходимых для осуществления мониторинга реализации стратегии;

     в) осуществляет запросы, в том числе в субъекты Российской Федерации, о предоставлении данных о реализации инфраструктурных проектов, реализующихся в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, а также о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте.

     8. Ответственные исполнители мероприятий (контрольных событий)плана реализации стратегии в пределах своей компетенции до 1 марта года, следующего за отчетным, направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о выполнении плана реализации стратегии по форме, утверждаемой Министерством, а также другую информацию, необходимую для мониторинга реализации стратегии.

     9. Министерство экономического развития Российской Федерации в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, на основании полученных отчетов и другой информации совместно с участниками реализации стратегии подготавливает доклад о результатах реализации стратегии и направляет его в Правительство Российской Федерации.

     10. Доклад о результатах реализации стратегии содержит оценку выполнения основных мероприятий плана реализации стратегии, комплексную оценку достижения значений показателей пространственного развития Российской Федерации за отчетный период, результаты анализа хода реализации инфраструктурных проектов, осуществляемых в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, и результаты анализа данных о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте, а также предложения о дальнейшей реализации стратегии, в том числе в случае необходимости корректировки стратегии, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий и (или) внесения изменений в план реализации стратегии.

     11. Для осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии используется федеральная информационная система стратегического планирования.

    Поделиться