03.09.2015 13:05
    Поделиться

    Российская комедия-триллер вскрывает проблемы кладбищенской индустрии

    Простой русский парень Коля - представитель популярнейшей в стране профессии. Он - охранник. Со своими немногочисленными навыками и талантами он приезжает работать в Москву по приглашению родного дяди Василия Ивановича. Дядя, однако, забыл заранее сказать, что Москва - понятие растяжимое, и кладбище посреди леса де-юре вполне в него вписывается.

    Однако наш герой не привык унывать и с завидным рвением принимается исполнять свои служебные обязанности: внимательно выслушивает все указания родственника-босса, проводит инвентаризацию с помощью фотоаппарата, мастерит датчики движения из лески и колокольчиков, заводит штат четвероногих хвостатых подчиненных.

    Вскоре выясняется, что кладбище - только с виду тихое место. С первого же рабочего дня Коля сталкивается со множеством интересных личностей разной степени адекватности: от алкоголиков и полицейских до телерепортеров и криминальных элементов. До кучи вскрывается занимательный факт: предшественники новоявленного хранителя некрополя пропали при загадочных обстоятельствах.

    Александра Паля повсюду представляют словом "звезда", прибавляя к громкому званию неброское, но важное уточнение: "фильма "Горько!". Действительно, в той мрачной свадебно-похоронной антиутопии одним из самых ярких пятен (и самых дурнопахнущих притом) был маргинальный юноша по прозвищу Хипарь. Облачившись в одеяния частного блюстителя порядка, Паль, в общем-то, остался тем же простаком из глубинки, только протрезвевшим, как следствие - немного поумневшим и обретшим обостренное чувство справедливости, смекалку и некоторое обаяние. Коля - эдакое "добро с кулаками" и пристрастием к огнестрельному оружию, упрощенная версия Данилы Багрова. Правда, если у последнего была своя жизненная философия и простая, но четкая структура миропонимания, то вся самоидентификация первого укладывается в простую формулу: "Сторож спит, а охранник - бдит".

    Остальные участники истории, разворачивающейся вокруг центральной фигуры, написаны плотными грубыми мазками. Убедительно, колоритно. Полицейские и бандиты - неотъемлемая часть реальности, созданной современным отечественным телевидением, - бережно срисованы из сериалов про ментовские войны и убойные отделы. Притом характеры - что одних, что других - облагорожены и сглажены. Каждый персонаж, даже отпетый негодяй, вызывает сочувствие, под каждой толстой шкурой скрывается светлая душа. Сей факт сам по себе безобиден. Пугает разве что опасная склонность к романтизации преступного образа жизни, выраженная в ностальгии по "лихим" 90-м.

    Ностальгия подчеркивается традиционным для постперестроечных боевиков сюжетом (простой парень против организованной преступности) и характерным синтезаторным саундреком. Такое старомодное музыкальное сопровождение было бы очень к месту, не вздумай создатели жонглировать жанрами.

    Так бы "Парень с нашего кладбища" и остался вариацией на вечную тему борьбы "наших" в форме с "ненашими" в кожанках на черных иномарках, да вот поди ж ты: не все так просто. Внезапно режиссеры братья Чижиковы вспоминают, что на телевизионном пульте существуют еще кнопки, помимо четвертой. Так в фильме появляется сверхъестественная белиберда в духе передач "настоящего мистического" ТВ3.

    Белиберду оттеняет немного неловкий абсурдный юмор канала "2х2", присутствие которого обозначается, но не ограничивается камео Ильи Огурцова, усатого бестактного журналиста "Реутов ТВ". Налицо дурная тенденция, присущая российским комедиям - брать на роль артиста вместе с его уже сложившимся популярным образом. Зато сценаристу и исполнителю роли - меньше работы.

    Добавляя в кино комедийный элемент, авторы пытаются усидеть сразу на двух стульях. Фильм умудряется одновременно высмеивать склонность простого люда к суевериям и утверждать с серьезным видом существование чего-то потустороннего. Этот дуализм в конечном итоге и подводит.

    Из "Парня с нашего кладбища" при должной смелости и изобретательности вполне могло получиться что-то среднее между "Зловещими мертвецами", "Шестым чувством" и "Кладбищем домашних животных". К сожалению, выйти за пределы магического круга, начертанного сериалами про ментов и копеечными "мистическими" шоу для домохозяек, братьям Чижиковым оказалось не под силу. Но, стоит отдать им должное, они старались. Их низкобюджетный дебют остановился неподалеку от сплава остроумной сатиры, криминальной комедии и триллера, застряв где-то между морализаторской остросоциальной драмой (хотя мораль, в общем-то, правильная и актуальная) и непритязательным фарсом.

    3.0

    Поделиться