Новости

03.09.2015 00:20
Рубрика: В мире

Доски почета - в каждом цехе

Нужна ли рынку трудовая слава?
Работая в 60-х годах корреспондентом "Правды" в Токио, я, естественно, старался рассказать советским читателям о слагаемых послевоенного японского экономического чуда. И прежде всего о том, как страна, которая до XIX века вовсе не знала колес, вышла на первое место в мире по производству автомашин.

Соотечественники часто спрашивают меня: чем японский автозавод отличается от нашего, в чем секрет успеха японцев? И, отвечая на эти вопросы, я начинаю не с различий, а со сходства.

Попадая на головное предприятие концерна "Тойота" в Нагое, я каждый раз будто бы возвращаюсь в советские времена. В цехах бросаются в глаза доски почета. На каждой из них - портреты передовиков труда, результаты внедренных новаторами рационализаторских предложений, переходящие вымпелы цехов, бригад, участков.

Во всем этом чувствуется стремление создать для тружеников не только материальные, но и моральные стимулы. То есть утвердить такие понятия, как трудовая честь коллектива, вызвать у людей чувство причастности к успеху предприятия.

Все это поначалу рождает желание назвать Японию самой социалистической из капиталистических государств. Однако за внешним сходством кроется и глубинное различие. Стахановское движение, рекорды ударников пятилеток неизменно делали упор на количественные показатели. Но в СССР не было традиции возвеличивать и по достоинству вознаграждать профессиональное мастерство, воспитывать у людей гордость за качество своего труда.

В Японии же еще с феодальных времен каждое мастерство имеет своих кумиров. Это так называемые "живые национальные сокровища". Будь то кузнецы, кующие самурайские мечи, или вышивальщицы по шелку.

Понятие трудовой славы имеет и в Японии XXI века вполне конкретное содержание. Отраслевые конкурсы профессионального мастерства проходят ежегодно и широко освещаются средствами массовой информации. Все знают, кто в стране самый искусный повар, кто лучший плотник, каменщик, сварщик, кто лучшая медсестра.

Спрос на победителей всеяпонских конкурсов профессионального мастерства неизменно растет. Для престижа фирмы важно иметь в ее штате чемпиона страны по профильной специальности. За ними конкуренты охотятся, словно спортивные клубы за титулованными игроками.

Появились специализированные профтехучилища, напоминающие по своим задачам школы Олимпийского резерва. Будущие чемпионы проходят там специальную подготовку. А потом в тех же классах повышают квалификацию молодые рабочие, а медалисты становятся их преподавателями.

Можно сказать, что японский автопром с рождения привык делать упор на качественные показатели труда. Когда-то американец Генри Форд стал основоположником массового производства, впервые поставив его на конвейер.

Он разделил сборку автомобиля на цепь простых операций, которым можно быстро обучить кого угодно. Так что квалификация утратила цену, а труд - творческий характер. Чарли Чаплин саркастически изобразил это в своем известном фильме "Новые времена".

Другой американец - Эдвард Деминг - предложил контролировать качество не на конечном продукте, а на каждой стадии производства. В США эту идею проигнорировали. Зато "Тойота" и другие японские автомобилестроители осуществили ее в виде так называемой "системы ККК" - кружков контроля качества.

Их деятельность основана на том, что производство и контроль за качеством не должны быть разделены, а тем более противопоставлены друг другу. Дело не в том, чтобы наказать бракодела. Главное - своевременно выявить причины, вызывающие возможный брак.

Теперь кружки контроля качества трансформировались в "систему полного производственного обслуживания" (ППО). Согласно ей уход за оборудованием полностью передоверяется тем, кто на нем работает. Вместо наладчиков проверкой оборудования между сменами занимаются отработавшая и заступившая бригады.

На предприятиях, внедривших систему ППО, производительность труда почти удваивается. Себестоимость снижается на треть. Количество рационализаторских предложений утраивается. Главное же - в корне меняется сознание людей, которые начинают чувствовать себя хозяевами своего рабочего места, доверенной им техники.

На это же опирается новое "секретное" оружие японских автомобилестроителей, играющее большую роль во время экономических кризисов. Это так называемая система "кайдзен", то есть снижение себестоимости совместными усилиями всего коллектива.

Подсчитано, что примерно пятая часть прибыли корпорации "Тойота" является результатом участия четверти миллиона ее сотрудников в сокращении издержек производства.

Японские менеджеры считают, что в конкурентной борьбе XXI века победит тот, кто полностью раскроет творческий потенциал коллектива. Поэтому ставка на человеческий фактор представляется дальновидной и поучительной. Хотелось бы надеяться, что питерский завод концерна "Тойота" станет для российского автопрома маяком качества.

Что же делается у нас для того, чтобы создать "культ мастерства", то есть возвеличивать не количественные, а качественные показатели труда?

Пожалуй, кроме звания "Лучший учитель года" да диплома "Лучшему врачу страны", вроде бы и вспомнить нечего.

Почему бы не взяться за повышение профессионального мастерства наших тружеников целеустремленно и системно? Почему бы не использовать при этом зарубежный, прежде всего японский, опыт? Конкретно говоря, почему бы не учредить ежегодные конкурсы профессионального мастерства, как это делает в условиях рыночной экономики Страна восходящего солнца?

В мире Восточная Азия Япония Путешествия Всеволода Овчинникова