На Венецианском кинофестивале показали фильм о судьбе транссексуала
Чаще это приводит к спекуляциям на сексуальной экзотике. Конкурсный фильм Том Хупера "Датская девушка" слишком серьезен для спекуляций, но слишком надрывен для большого фестивального кино.
История душераздирающа, особенно потому, что не придумана. Это история первого в мире мужчины, сменившего пол. Он был датским художником Эйнаром Вегенером, женатым на художнице Герде Готлиб.
Однажды к Герде не пришла натурщица, и она попросила супруга позировать в женском белье. И тот вдруг открыл в себе таившуюся прежде тягу к трансвестизму. Вскоре тяга стала убежденностью, что бог на самом деле создал его женщиной, а все лишнее - род недуга, который нужно излечить. Эйнар стал появляться в обществе под именем Лили, стал даже отвечать на ухаживания мужчин, его стали бить на улицах, и это окончательно погрузило его в бездну отчаяния.
Встреча с хирургом, который разрабатывал технологии операций по перемене пола, привела к рискованным экспериментам, и в ходе самого решающего Лили не стало. Но она вошла в анналы как первый человек, рискнувший подвергнуть себя такой операции. Это не спойлер фильма - это много раз пересказанный сюжет из реальности. Ясно, что для большого кино такая человеческая судьба - задача неподъемная в силу неизбежной физиологичности сюжета. На роль Лили выбран Эдди Редмэйн - после "Вселенной Стивена Хокинга" ему стало везти на роли людей необычных, и в "Датской девушке" он, по идее, на своем месте - вряд ли кто другой мог бы это сделать.
Свою Лили актер играет, однако, на одном прищуре и трех гримасках, через четверть часа это становится дико монотонным и уже не обещает актерских откровений. Его Эйнар-Лили взнервлен, робок, слезлив и не обладает никаким обаянием, даже отрицательным - что для героя большого фильма было бы крайне желательно. И хотя публика в таких случаях, по Высоцкому, жаждет: давай подробности! - в данном случае подробностей инстинктивно страшишься. На беду, фильм почти целиком из них и состоит.
После оскароносной картины "Король говорит" Том Хупер зарекомендовал себя очень крепким профессионалом; он им остался и в "Датской девушке". Выбор этой картины для венецианского конкурса легко объясним: такое кино постепенно приближает мир к пониманию безусловности права каждого человека на свою толику счастья. Судьба Лили трагична, она реальна, она заставляет думать. Ну, а особо нервных просят не смотреть. Но просят хорошенько поразмыслить.
Впрочем, так как герои картины принадлежат к миру художников, режиссер троекратно оправдает название киностудии "Pretty Pictures", компенсировав актерские прорехи фильма необыкновенно красивыми пейзажами природы и городов Дании.