Инициативы противодействия практикам размывания налоговой базы и переноса налогооблагаемых доходов (BEPS), в том числе давно обсуждаемый стандарт Country-by-Country Reporting (CbCR), автоматический обмен информацией о рулингах (EU Directive on Administrative Cooperation), стандарт ИПДО (Инициатива прозрачности добывающих отраслей), Директива ЕС "О прозрачности", новое российское законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) - этим обилием действующих и ожидаемых нововведений в области раскрытия информации необходимо управлять, чтобы налоговая функция служила эффективной поддержкой бизнеса, а не была слабым местом.
Одной из самых обсуждаемых инициатив BEPS - плана действий, созданного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), - является инициатива по пересмотру требований к подготовке документации по трансфертному ценообразованию - так называемый Шаг 13 CbCR. По сути, ОЭСР рекомендует своим членам адаптировать требования к раскрытию информации, предложенные в рамках BEPS, чтобы 2016 календарный год стал первым отчетным годом по новому виду отчетности.
Если государства изменят свое законодательство таким образом, чтобы исполнять рекомендации по CbCR, межнациональным компаниям придется сообщать определенную информацию налоговым службам страны присутствия, включая данные не только по дочерним и зависимым обществам, находящимся в стране, но и по группе в целом. К таким данным, помимо прочего, относится организационная структура группы, финансовая и налоговая информация по группе, описание внутригрупповых сделок, а также распределение количественных показателей группы по странам присутствия (выручка, прибыль, активы, налоги, численность персонала и пр.).
Сейчас только Испания изменила свое законодательство соответствующим образом, установив, что если материнская компания группы, одна из компаний которой расположена в Испании, находится в государстве, где не приняты правила раскрытия информации, аналогичные CbCR, такая группа должна будет раскрывать указанную информацию испанским налоговым органам. Дебаты о принятии соответствующих требований в других странах продолжаются.
Россия не входит в ОЭСР, и рекомендации организации не являются для наших законодателей обязательными. Однако тот факт, что национальное законодательство РФ медленно, но верно идет дорогой международных практик - достаточно вспомнить введение у нас правил трансфертного ценообразования и законодательства о КИК, - заставляет держать вопрос CbCR в поле своего зрения. Кроме того, нельзя исключать, что Федеральная налоговая служба будет проявлять интерес к введению таких требований в других странах, планируя путем обмена информацией получить доступ к данным о распределении между различными странами финансового результата и налоговой нагрузки групп, функционирующих в России.
Еще одним требующим внимания новшеством в ряду индустриальных и секторальных инициатив является Директива Европейского союза "О прозрачности". В конце 2014 года Великобритания, первая из стран ЕС, ввела требования данной директивы в национальное законодательство, обязав компании добывающей отрасли, ценные бумаги которых допущены к торгам на основном (главном) рынке Лондонской биржи, раскрывать для публичного пользования любую информацию о крупных платежах в пользу государств в разрезе по странам и проектам, а также по типам платежей в связи с деятельностью по добыче полезных ископаемых и лесозаготовке, величина которых превышает 86 000 фунтов стерлингов. Требование распространяется на первый отчетный период 2015 года с необходимостью отчитаться в июне 2016 года.
Представляется, что распространение требования по раскрытию информации по компаниям добывающего и лесозаготовительного секторов, торгующихся на Лондонской бирже, - это только "проба пера". Сейчас идут активные дискуссии по включению в список "отчитывающихся" отраслей любых компаний, допущенных к торгам на площадке.
Директива ЕС не выглядит неожиданностью. Уже более 10 лет действует Глобальный стандарт раскрытия информации компаниями добывающего сектора (Extraction Industries Transparency Initiative) для ежегодного раскрытия все той же информации обо всех платежах независимо от их размера, произведенных компаниями добывающего сектора в пользу государства. Следование стандарту не закреплено на законодательном уровне и является добровольным, хотя носит ярко выраженный репутационный характер. 31 страна уже внедрила его, еще 17 планируют ввести его в ближайшее время.
В этих условиях основной задачей становится эффективное управление информацией. Если сравнить требования по раскрытию информации, очевидно множество пересечений: одна и та же информация в том или ином виде раскрывается в разных отчетах. Например, информация о налоговых платежах раскрывается в CbCR, EITI, Европейской директиве "О прозрачности", налоговой отчетности по КИК в РФ. Это требует адаптации контрольных процедур налоговой службы компании под новую реальность.
В современных условиях, чтобы эффективно управлять налогообложением иностранного бизнеса межнациональных компаний, нужно находить комплексные решения, максимально централизующие стратегическое управление и контроль при достаточном уровне локальной налоговой экспертизы. Как нельзя лучше этому требованию соответствует централизованное управление процессами подготовки иностранной отчетности. Такой подход, подразумевающий наличие процессов, направленных на конкретный результат в данный период времени, с адаптированными контрольными процедурами, способен принести плоды в условиях постоянно меняющихся, растущих международных требований.
Исполнение локальных требований к налоговой отчетности в данном случае является самой простой из задач - достаточно нанять компанию, специализирующуюся на аутсорсинге процессов по подготовке отчетности, если нет возможности нанять собственный штат в стране присутствия. Контроль за деятельностью этого провайдера, сопоставление информации, раскрываемой на местном уровне, с глобальными показателями - функция группы централизованного управления, членами которой должны быть не только налоговые эксперты, но и юристы, бухгалтеры, представители бизнеса.
Институт централизованного управления международной функцией пока нов для РФ, хотя, как показывает опыт, он является частью естественного эволюционного процесса развития практики управления международным налогообложением бизнеса. Роль внешнего провайдера, способного взять на себя рутинное обслуживание группы по всему миру и определенную часть функции центрального управления международным налогообложением, становится все более востребованной.