Отечественная страшилка превратилась в подражание западным хоррорам
На следующий день к Ане приходит участник вчерашних посиделок и жалуется, что к нему кто-то ночью из зеркала приходил и выстриг клок волос. От вида новой прически у парня случается инфаркт, а от вида в одночасье почившего приятеля у Ани случается небольшой шок. По срочному вызову от мамы срывается с работы бросивший семью ради любовницы папа. Поначалу он, конечно, ни в какую мистику не верит, но это только поначалу.
Главное, чем заслуженно может похвастаться "Пиковая дама: Черный обряд" - приятная глазу картинка. Цветовая гамма, передающая нужное настроение, живой антураж, а также пейзажи заснеженных спальных районов, снятые с высоты птичьего полета, формируют цельную и густую атмосферу жути. Первые полчаса фильм держится бодро, грамотно нагнетает саспенс и честно пытается напугать. Попытки смехотворны, но кое-где хочется моргнуть из уважения.
Положительное впечатление улетучивается, когда "Пиковая дама" начинает с тупым упорством биться мизинцами ног о сюжетные косяки, и чем дальше, тем сильнее хромает. Один из косяков, самый выдающийся, стоит упомянуть отдельно. Это переход от одной локации к другой в начале второго акта, необходимый, чтобы ввести в историю нового персонажа. Он настолько притянут за уши, что во время затемнения при смене кадров можно услышать жалобный писк.
Первой сдается идея. Городская легенда, или, если хотите, детская страшилка о пиковой даме, знакома, пожалуй, любому, кто вырос на территории России и бывал в пионерских или просто детских оздоровительных лагерях. Построить вокруг нее фильм ужасов - потенциально выигрышный ход, и странно, что никто не додумался до этого раньше.
К сожалению, амбициозный замысел Станислава Подгаевского обернулся пшиком. Чересчур увлекшись созиданием формы, автор позабыл наполнить ее достойным содержанием, не удосужившись внятно сформулировать, при чем здесь вообще "Пиковая дама", не говоря уже о "Черном обряде". Поэтому нарисованная на компьютере страшная особа, выскакивающая из зеркал, оказывается собирательным образом из всех злых духов, присутствующих в каждом втором мистическом хорроре. Национальный колорит приказал долго жить.
Распрощавшись с единственной оригинальной мыслью, фильм пускается во все тяжкие и, нисколько не стесняясь, копирует все знаковые кинорелизы жанра подряд: "Зеркала", "Астрал", "Звонок", "Женщину в черном", а на десерт пожирает и перерабатывает классику - "Изгоняющего дьявола".
К финалу "Черный обряд" скатывается до уровня худших частей "Очень страшного кино". В одной из финальных сцен на реплике "Дама перейдет в крысу" становится уже невыносимо смешно и стыдно одновременно.
В целом, нельзя сказать, что новый российский ужастик чем-то сильно уступает заморским собратьям - данный жанр ныне объективно представляет собой высушенный колодец. Но может ли это служить оправданием безыдейности - едва ли. Ибо, как гласит русская пословица, взялся за гуж - не говори, что не дюж.