По данным "Русской Лесной Группы", вклад лесного сектора в ВВП России не превышает 1,9 процента. В мировом производстве круглого леса доля России составляет 5 процентов, пиломатериалов - 7, ДСП - 6, фанеры и целлюлозы - 3, бумаги и картона - 2 процента.
По итогам семи месяцев 2015 года региональные рынки потребления пиломатериалов имели невысокий спрос и продолжали оставаться перенасыщенными. Тренд на понижение цен сохранялся в течение всего года. Согласно данным таможенной статистики, в январе-июле российские хвойные пиломатериалы потеряли около четверти стоимости на внешних рынках сбыта, а общий объем экспорта составил 12,9 миллиона кубометров, что всего на 3 процента больше аналогичного показателя прошлого года.
По мнению Святослава Бычкова, директора по внешним коммуникациям "Илим Тимбер", сегодня компании в ЛПК вынуждены опираться на собственные финансы и ограничивать инвестпрограммы. "В краткосрочной перспективе мы можем увидеть перераспределение объемов с внутреннего рынка на экспорт за счет падения курса рубля. Цены на пиломатериалы, скорее всего, существенно не вырастут до конца года", - заключает эксперт.
Андрей Фролов, вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, рассказал, что сейчас ухудшилась ситуация с реализацией инвестпроектов по модернизации и созданию новых предприятий по глубокой переработке древесины. "Многие проекты, включенные Минпромторгом России в перечень постановления правительства "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" заморожены. Из-за снижения спроса и цен на внешних рынках пиломатериалов увеличить объемы поставок пиломатериалов на экспорт крайне проблематично. Так что для роста цен на внутреннем рынке оснований нет", - отмечает он.
В управлении по стратегическому развитию Segezha Group рассказали, что ключевые российские производители целлюлозы, крафтлайнера, пиломатериалов являются экспортоориентированными. Ситуация с девальвацией рубля положительно повлияла на рост цен за счет экспортных поставок, а также на снижение себестоимости по отношению к мировым игрокам в пересчете на доллары и евро.
Производство фанеры с 2013 по 2014 год продемонстрировало положительную динамику в натуральном показателе и отрицательную - в стоимостном, рассказал Илья Ломакин, исполнительный директор Discovery Research Group. В 2014 году произведено 3540 тысяч кубов фанеры на сумму 1,246 миллиона долларов. Самый большой объем производства фанеры приходится на предприятия Костромской области. На втором месте находятся заводы из Вологодской. 60 процентов объема производства деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов выпускают в Ленинградской области, за ней следует Мордовия (22,6 процента).
Выпуск древесно-стружечных плит (ДСП) в 2014 году составил 10,4 миллиона кубов, что на 8,4 процента больше предыдущего года в натуральном выражении. В стоимостном же рынок ДСП уменьшился на 5 процентов и составил 5,357 миллиона долларов. Объем рынка ориентированно-стружечных плит (ОСП) в 2013 году составил 219,8 миллиона долларов, а в 2014 году снизился до 137,7. "Основной объем приходится на ламинированные ДСП, то есть плиты, обработанные меламином, в то время как рынок ОСП оказывается сосредоточен в сегменте необработанной древесины", - замечает Ломакин.
Эксперты сошлись во мнении, что стратегия слияния, которая наблюдается в лесопереработке в последние годы, вскоре наберет обороты. В результате мелкие предприятия будут вынуждены консолидироваться в комплексы, где осуществляется несколько производственных процессов одновременно: от заготовки леса до производства пиломатериалов и утилизации отходов. По оценкам "Русской Лесной Группы", сегодня хозяйственная деятельность отрасли в целом характеризуется отсутствием крупных игроков-лидеров, которые могли бы реализовать масштабные проекты по глубокой переработке сырья, строительству лесных дорог. Тем не менее на рынке есть компании, способные стать центрами консолидации отрасли. Андрей Фролов считает, что сейчас хорошее время для слияний на фоне дешевеющих российских активов и усугубления экономической ситуации для предприятий с высокой долговой нагрузкой. "Однако качественных активов в российском ЛПК не так много, что уменьшает вероятность появления инвесторов. Сейчас время стратегов в лесозаготовке, в плитных производствах и в лесопилении", - резюмировал он.