Секта возникла в начале 2000-х годов. Сам Попов выдавал себя за "епископа Романа" и проводил службы в самодельном храме частного дома в Лобне. Собрания секты в дальнейшем стали проходить в Москве, в Большом Кондратьевском переулке, откуда возникло другое ее название - "кондраты". Своих последователей Попов делит на шесть категорий-кругов. Первый круг занимают жены, во второй и третий входят помощница, гарем и приближенные. В четвертом числятся рядовые члены секты; женщины из этого круга являются кандидатами в гарем. В пятой категории - люди, которые еще не знают о "божественности" Кузи. В шестой круг Попов отправил тех, кто его отверг. "Бог Кузя" склоняет членов секты к разводу с мужьями (женами), призывает прекратить отношения со стариками-родителями, а детей отдать на воспитание бабушкам или в интернат. Попов внушает своим прихожанам, что только благодаря его молитвам и исцелениям они все еще живы.
Подобными сюжетами регулярно пополняется хроника (чаще всего она оказывается криминальной) современных псевдорелигиозных сообществ. Недавно, например, скандально привлекла в себе внимание созданная в одном из поселков Пензенской области "Михайловская обитель". В связи с деятельностью этой общины миссионерский отдел Пензенской митрополии выступил с официальным обращением ко всем своим прихожанам и паломникам из других регионов России. В обращении говорится, что посещение "Михайловской обители" может нанести вред духовному здоровью и что "знакомство и общение с представителями этой "обители" рассматривается Русской православной церковью как общение греховное, а участвующие в обрядах внутри данной общины не будут допущены до причащения, пока не принесут покаяния". А ранее там же, в Пензенской области, развернулась драма сектантов-отшельников, заточивших себя в пещере в ожидании "конца света". Когда стало ясно, что "конец света" откладывается на неопределенное время, несколько человек, поддавшись увещеваниям, все же вышли на поверхность. А двое остались в пещере и приняли смерть.
Духовный недуг, влекущий людей то в пещерное затворничество, то в сектантские "обители", не настолько уж таинственен, чтобы природу его не понять. По мнению протоиерея Всеволода Чаплина, это "бегство от людей, ненависть к ним, подмена здравого, трезвого церковного учения гордыней, бесовской прелестью и злобой".
В Благовещенске две школьницы выбросились с балкона 12-го этажа. Выясняя, что ими двигало, оперативники обнаружили школьную сумку, а в ней - написанную карандашом предсмертную записку: "Самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса". Что делать с такими девочками и мальчиками, кем-то погруженными в духовный мрак? Представитель официального духовенства призывает заблудших следовать здравому учению Церкви, усмирить гордыню, отказаться от ненависти и вспомнить о заповеданной христианам любви к людям. "Без этого они все дальше будут отделять себя от Церкви и от народа, оставаясь один на один с бесами, друг с другом и со своими мрачными псевдохристианскими взглядами". Но если человек уходит в секту, значит, он не находит духовной опоры в каноническом православии, и в этом его драма, но это и тревожный сигнал для РПЦ.
Некоторые секты, впрочем, переживают кризис. Например, Церковь Муна. Еще недавно она имела свои "представительства" в Москве, Новосибирске, Иркутске, Республике Коми... В Калмыкии вообще доходило до полного безумия - там в конце 90-х мунизм насаждался как государственная идеология. Принципы мунизма провозглашались с высоких трибун государственным секретарем Калмыкии по идеологии, тиражировались государственными газетами, транслировались государственным телевидением. Мунистский предмет "Мой мир и я" несколько лет, пока не вмешалась прокуратура, преподавался, а точнее сказать, проповедовался в калмыцких школах. Муну чудом не удалось (тут восстала общественность) прибрать к рукам Калмыцкий госуниверситет, где ковались бы кадры мунистов.
Пресечь деятельность производителей духовного суррогата не так-то просто. Как быть, например, с таким "духовным пастырем", как глава "Михайловской обители" Александр Жуков, принявшим имя "отец Рафаил"? За "подмену здравого церковного учения гордыней, бесовской прелестью и злобой" - суд только Божий, но не мирской. С лидером пензенских затворников Петром Кузнецовым в этом отношении было проще: у него при обыске нашли книги, в которых, по мнению экспертов, содержалась скрытая или явная пропаганда религиозной и национальной нетерпимости, и, значит, были основания вменить ему ст. 282 ч.1 УК РФ (возбуждение ненависти по религиозным признакам). А не будь этих книг (хотя и они - зыбкая почва для обвинений), каков был бы состав преступления?
Впрочем, лжепророков судят не за лжепророчества (такой статьи, слава богу, нет еще в УК), а за мошенничество. Так, вероятно, будут судить и "бога Кузю" - Андрея Попова. Но что делать с сотнями его поклонников (только пятеро из них признали себя потерпевшими и написали заявления в полицию)? Духовные заблуждения не подведомственны ни прокуратору Понтию Пилату, ни прокуратуре г. Москвы. Да и потом, скажут нам, даже ложная вера лучше безверия и цинизма. Это правда. Как и то, что привести заблудших к истинной вере может только Церковь, но никак не полиция или Следственный комитет.